В России заработала система учета интернет-рекламы
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 31 октября 2022 г. завершен переходный период внедрения в РФ системы учета интернет-рекламы. Теперь участники рынка интернет-рекламы обязаны предоставлять в Единый реестр интернет-рекламы (далее – ЕРИР) информацию об интернет-рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, получать для каждого рекламного материала идентификатор рекламы, маркировать интернет-рекламу пометкой «реклама».
На текущий момент к участникам рынка интернет-рекламы относятся следующие категории лиц.
1. Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
2. Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). К рекламораспространителям могут относиться, например, владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем.
3. Оператор рекламной системы – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы (п. 14 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). К рекламным системам относятся, например, Яндекс.Директ, Google Реклама. Как правило, рекламные системы предоставляют рекламодателям и рекламным агентствам возможность размещать в сети «Интернет» рекламу в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире. Реклама, размещаемая при помощи рекламной системы, может быть, в том числе, следующих видов:
-
контекстная реклама – реклама, показ которой осуществляется при условии соответствия тематики (контекста) рекламы интересам пользователя, которому показывается такая реклама;
-
поисковая реклама – реклама, показ которой осуществляется при условии наличия в поисковом запросе пользователя слова или словосочетания, которые указаны рекламодателем или рекламным агентством в качестве основания для показа такой рекламы.
4. Рекламное агентство может выступать посредником между другими участниками рынка интернет-рекламы. В соответствии с позицией Роскомнадзора для целей учета интернет-рекламы в ЕРИР рекламное агентство в зависимости от особенностей деятельности может быть квалифицировано в качестве рекламодателя или рекламораспространителя[1].
Состав и последовательность взаимодействия участников цепочки распространения интернет-рекламы могут быть различными, например: рекламодатель – рекламное агентство – оператор рекламной системы – рекламораспространитель.
1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ в ФЗ «О рекламе», в части внедрения системы учета интернет-рекламы. На участников рынка интернет-рекламы (рекламодателей, рекламораспространителей, рекламные агентства и операторов рекламных систем) возложены следующие обязанности.
1. Предоставление в ЕРИР информации о размещенной интернет-рекламе
Оператором ЕРИР является Роскомнадзор. Информация предоставляется в ЕРИР через уполномоченные Роскомнадзором организации – операторов рекламных данных (далее – ОРД).
ОРД – это российские юридические лица, которые обладают исключительным правом или имеют право использования в отношении программного обеспечения, предназначенного для установления факта распространения интернет-рекламы. ОРД уполномочены осуществлять учет интернет-рекламы, а также предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор. Для отбора ОРД создается комиссия при Роскомнадзоре.
На текущий момент к ОРД относятся следующие компании[2]:
- Яндекс Оператор Рекламных Данных (ord.yandex.ru);
- ОЗОН ОРД (ord.ozon.ru);
- ОРД-А (ord-a.ru);
- ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ (ord-lab.ru);
- ПЕРВЫЙ ОРД (1ord.ru);
- ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ord.vk.com);
- МЕДИАСКАУТ (mediascout.ru).
До начала распространения интернет-рекламы рекламодатель, рекламораспространитель, рекламное агентство, оператор рекламной системы обязаны зарегистрировать личный кабинет на сайте ОРД. После регистрации личного кабинета каждый участник цепочки распространения интернет-рекламы обязан указать информацию о договорах, заключенных с другими участниками, включая стороны, предмет договора, дату заключения и иную информацию.
В течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было осуществлено распространение интернет-рекламы, в личном кабинете ОРД участники цепочки распространения интернет-рекламы регистрируют информацию об исполнении договоров, включая сведения о дате и номере акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг, стоимости и объеме оказанных услуг и иную информацию.
Информация о договорах и актах должна быть зарегистрирована в личном кабинете на сайте ОРД в отношении всех участников цепочки распространения интернет-рекламы.
В соответствии с позицией Роскомнадзора[3] каждый участник самостоятельно регистрирует такую информацию. Вместе с тем рекламодатель, обладающий исключительным правом на товарный знак (объект рекламирования) и (или) являющийся изготовителем или продавцом товаров, вправе делегировать обязанность по передаче сведений в ЕРИР другим участникам цепочки распространения интернет-рекламы. В договоре в явном виде должна быть предусмотрена обязанность рекламораспространителя и (или) оператора рекламной системы предоставлять сведения о рекламе в ЕРИР вместо рекламодателя.
2. Получение для каждого рекламного материала идентификатора рекламы
Распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения каждому рекламному материалу (баннер, текстовый или текстово-графический блок, видеоролик, аудиозапись) идентификатора рекламы. Идентификатор рекламы представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной интернет-рекламы и учета информации о такой рекламе. Присвоение идентификатора рекламы осуществляют ОРД (ч. 17 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»).
Для присвоения идентификатора рекламы рекламный материал должен быть зарегистрирован в личном кабинете на сайте ОРД до начала распространения интернет-рекламы. В соответствии с позицией Роскомнадзора зарегистрировать рекламный материал в ОРД может любой участник цепочки распространения интернет-рекламы. Удобнее всего это сделать оператору рекламной системы или рекламораспространителю[4].
3. Маркировка интернет-рекламы
Интернет-реклама должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе. Маркировке не подлежит реклама, размещенная в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в сети «Интернет» (ч. 16 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»).
О чем подумать, что сделать
Рекламодателям, рекламораспространителям, рекламным агентствам, операторам рекламных систем целесообразно привести деятельность в соответствие с требованиями ФЗ «О рекламе» в части учета интернет-рекламы.
Целесообразно осуществить аудит договоров между участниками цепочки распространения интернет-рекламы на предмет разграничения следующих обязанностей:
-
предоставление в ЕРИР информации о распространенной интернет-рекламе, включая информацию о заключенных договорах и актах сдачи-приемки оказанных услуг;
-
получение в личном кабинете на сайте ОРД идентификаторов рекламы;
-
маркировка интернет-рекламы пометкой «реклама» с указанием на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Помощь консультанта
В связи с внедрением системы учета интернет-рекламы специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать участникам компаниям всестороннюю юридическую поддержку.
Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:
-
консультирование рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентств, операторов рекламных систем по вопросам учета интернет-рекламы;
-
проведение аудита деятельности участников рынка интернет-рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства в части учета интернет-рекламы;
-
представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами;
[1] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 36.
[2] Реестр операторов рекламных данных
[3] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 26.
[4] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 6.
[5] АРИР. РКН разъясняет порядок учета интернет-рекламы. С. 23.