В Налоговый кодекс будут внесены существенные изменения, направленные на поддержку бизнеса в условиях санкций
Общие меры
В 2022 – 2023 годах пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов организациями будут исчисляться в размере 1/300 ставки ЦБ РФ вне зависимости от длительности просрочки (повышенный размер пени с 31-го дня не применяется).
НДС
Устанавливается ставка НДС 0 % на услуги по предоставлению в аренду, пользование или на ином праве объекта туристской индустрии, а также на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
Для применения нулевой ставки объекты туристской индустрии должны быть введены в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включены в реестр, порядок ведения которого еще предстоит утвердить Правительству России. Льготная ставка предоставляется на 20 кварталов. По гостиницам и другим средства размещения сформулировано сложнее: условия о вводе в эксплуатацию именно начиная с 2022 г. нет, но установлено, что нулевая ставка применяется не позднее 20 кварталов после их ввода в эксплуатацию. То есть если, например, гостиница введена в эксплуатацию в декабре 2020 г., то нулевую ставку можно будет применять лишь 15 кварталов начиная с апреля 2022 г. (исключая 5 кварталов за 2021 – первые 3 месяца 2021 г.).
Налог на прибыль
Для тех организаций IT-отрасли, которые сейчас вправе применять 3-процентную ставку налога на прибыль, на 2022 – 2024 гг. устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.
Эта мера поддержки IT-отрасли предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Иные налоговые меры поддержки IT-отрасли из этого Указа в законопроекты пока не попали.
По существу, речь идет о продлении еще на два года (2022 и 2023) тех «безопасных» интервалов, которые ранее были установлены на период 2020 – 2021 годы (например, по займам в рублях между российскими взаимозависимыми организациями налоговые органы не могут ставить под сомнение процентную ставку в интервале от 0 до 180 процентов ставки ЦБ РФ).
Таким образом, нереализованные курсовые разницы (по итогам налогового (отчетного) периода) не будут влиять на размер налоговых обязательств, формируя «бумажные» убытки и прибыль, обусловленную изменением курса валют.
НДФЛ
Физические лица освобождаются от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в российских банках, полученных в 2021 и 2022 годах.
Одновременно изменяются общие правила налогообложения процентных доходов: необлагаемый процентный доход по вкладам будет равен сумме процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1 число каждого месяца в соответствующем году (а не на 1 число года). Данное изменение позволит уменьшить налог к уплате в случае увеличения ключевой ставки Банка России в течение года.
Таким образом, на практике введенная с прошлого года норма пока работать не будет. При этом с учетом текущих обстоятельств Правительство приняло решение освободить от налогообложения «сверхдоходы» по займам, полученные физическими лицами в 2021 году, что позволит снизить размер налогов, подлежащих уплате в текущем году.
В отсутствие данного освобождения из-за существенного повышения ключевой ставки ЦБ РФ физические лица, получившие кредит/заем от работодателя на рыночных условиях, должны были уплачивать НДФЛ по ставке 35 % с суммы разницы между ставкой 13,33 % (2/3 от ключевой ставки) и процентной ставкой по заключенному ими договору. В отдельных случаях размер подлежащего уплате налога мог достигать 50 % и более от суммы выплачиваемых процентов по заемному обязательству.
-
ценные бумаги (доли) принадлежали передающей их иностранной организации на 1 марта 2022 г.;
-
налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представил заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных ценных бумаг (долей), передающей их иностранной организации и приложением документов о стоимости ценных бумаг (долей) по данным учета передающей организации.
При дальнейшей передаче/отчуждении таких объектов в составе расходов налогоплательщика, связанных с их приобретением, будет учитываться сумма, равная стоимости переданных ценных бумаг (долей), определяемой по данным учета передающей иностранной организации.
Эту льготу можно считать частью очередного этапа деофшоризации. Отметим, что в отличие от схожих правил пп. 60 и 60.1 ст. 217 НК РФ в этот раз не требуется ликвидировать иностранную организацию, от которой физическое лицо получает объекты. При подготовке проекта ко второму чтению аналогичное освобождение могут ввести и для доходов российских организаций, получающих объекты от КИК.
Налог на имущество
По налогу на имущество организаций для определения налоговой базы в 2023 и 2024 гг. кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована по состоянию на 1 января 2022 г.
О чем подумать, что сделать
Срок внесения поправок к данному законопроекту установлен всего в один день. Можно предположить, что за это время могут появиться уточняющие или даже вводящие совсем новые меры поддержки поправки. Можно предположить, что уже в ближайшие дни закон будет принят, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, опубликован и вступит в силу. Рекомендуем следить за развитием событий и изменениями нормативно-правовой базы.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем налоговым аспектам, с которыми налогоплательщики сталкиваются в текущей ситуации.
[1] Проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», https://sozd.duma.gov.ru/bill/84984-8
[2] https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/prinyat-zakon-o-nalogovykh-merakh-podderzhki-bi...
В переходных положениях законопроекта указано, что новая редакция этих положений НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 9 марта 2022 г. Такая формулировка оставляет открытым вопрос, имеет ли значение для применения новых, «щадящих» правил начисления пени момент возникновения недоимки. Например, значит ли это, что если недоимка возникла до 9 марта 2022 г., то применяются старые правила начисления пени, с повышенным размером после 31-го дня просрочки? Или речь о том, что в любом случае при начислении пени за периоды с 9 марта 2022 г., вне зависимости от даты возникновения недоимки, повышенный размер пени не применяется? Вопрос неоднозначный.