Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 25 апреля 2023 г. в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий существенные изменения в положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о расширенной ответственности производителей.[1]
Напомним, что суть института РОП заключается в том, что производители и импортеры, которые, соответственно, произвели в России или ввезли в Россию определенные товары или упаковку, должны обеспечить утилизацию этих товаров и упаковки в конце жизненного цикла товаров и упаковки. В качестве альтернативы компании могут уплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Положения о РОП действуют с 2015 г.
Заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 г. была утверждена концепция реформирования института РОП.[2] С тех пор Минприроды России занималось разработкой законопроекта, который необходим для реформирования института РОП. Публичное обсуждение разработанного законопроекта проходило в период с 7 по 20 октября 2022.[3]
Согласно пояснительной записке к Законопроекту, его основной целью является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот (в первую очередь, упаковочных отходов) и минимизация объемов захоронения отходов потребления.
Текущая версия Законопроекта предусматривает следующие ключевые изменения в положения о РОП:
-
ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, переносится с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки.[4] При этом, согласно действующему регулированию, такую ответственность несет производитель товаров в упаковке;[5]
-
введение с 2027 года 100 % норматива утилизации для упаковки. Таким образом, с 1 января 2027 года производители и импортеры упаковки должны будут обеспечивать утилизацию всей массы упаковки, произведенной на территории России и/или ввезенной в Россию (либо платить экологический сбор).
До 2027 года Законопроект устанавливает следующие нормативы утилизации упаковки: в 2024 году – по нормативам, установленным Правительством РФ; в 2025 году – 55 %; в 2026 году 75 %;[6]
- обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, возникает у производителя товаров с наиболее ранней из следующих дат:[7]
-
день отгрузки/передачи товаров;
-
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров;
-
день списания испорченного или бракованного товара.
Обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров и упаковки возникает у импортера:[8]
-
для товаров и упаковки, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза, - со дня принятия их на учет;
-
для товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, – со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления.
В настоящее время обязанность обеспечивать утилизацию в рамках системы РОП возникает у производителей/импортеров с момента первичной реализации товаров на территории России;
- ограничиваются способы выполнения обязательств в рамках РОП, а именно: исключается возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов российскому экологическому оператору или ассоциации производителей/импортеров.
Согласно новым положениям производители/импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно: путем создания собственной инфраструктуры для утилизации или путем заключения договора с утилизатором.
При этом Законопроектом предложено ввести новый пласт регулирования в части деятельности утилизаторов. Так, Законопроектом определено, что утилизаторами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенные в специальный реестр утилизаторов.[9] Только включенные в реестр утилизаторов лица смогут выполнять работы по утилизации отходов от использования товаров. Ведение реестра утилизаторов возлагается на Росприроднадзор;
- установлена обязанность утилизаторов ежеквартально представлять в Росприроднадзор отчетность о массе товаров, отходы от использования которых утилизированы, и сведения о договорах, заключенных с производителями/импортерами товаров, иными лицами, а также о расторжении таких договоров в отчетном периоде.[10] Основной целью введения данной обязанности является исключение практики заключения «липовых» договоров на утилизацию отходов от использования товаров.
В случае неисполнения утилизатором обязанности по утилизации, предусмотренной договором об утилизации, а также в случае нарушения определенных требований к утилизации обязанность уплатить экологический сбор в отношении отходов, которые не были утилизированы (были утилизированы с нарушениями), возлагается на утилизатора;[11]
- регламентирован порядок внесения/исключения сведений об утилизаторах в реестр утилизаторов, в том числе введена возможность проверки наличия у них необходимых мощностей для утилизации заявленного ими объема отходов (оборудования и/или специализированных установок для утилизации).[12] Установлены основания для исключения лица из реестра утилизаторов (в случае прекращения действия лицензии на деятельность по утилизации отходов, выявления фактов неуплаты утилизатором экологического сбора (если такая обязанность возникла у него в соответствии с новыми положениями закона), привлечения утилизатора к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 9-10 ст. 8.2, ст. 8.51 КоАП РФ и т. д.);
- устанавливается запрет выполнения утилизации отходов от использования товаров за счет утилизации иных видов отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу);[13]
- предусматривается, что обеспечить утилизацию отходов от использования товаров возможно только путем использования таких отходов для производства товаров/продукции (но только при условии соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных товаров/продукции специальным перечням, установленным Минприроды России совместно с Минпромторгом России).[14] Данные требования должны вступить в силу с 1 января 2025 г.;
- установлены случаи, когда утилизация не признается выполненной, например:[15]
- договор на утилизацию заключен с лицом, отсутствующем в реестре утилизаторов;
- указанная в акте утилизации масса отходов от использования товаров не может быть переработана утилизатором, поскольку последним превышена предельная производственная мощность принадлежащего ему оборудования/установок для утилизации;
- установлено, что при производстве товара на территории России с использованием вторичного сырья к нормативу утилизации (к массе произведенной упаковки) будет применяться понижающий коэффициент. Размер такого коэффициента предстоит установить Правительству РФ;[16]
- детально регламентированы процедурные аспекты проверки исполнения производителями, импортерами товаров, а также утилизаторами, обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;[17]
- Законопроектом вводится новый подход к определению ставок экологического сбора, уплачиваемого при невыполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. В подобном случае вместо применения установленных ставок экологического сбора предусмотрено применение ставок экологического сбора с дополнительными, повышающими коэффициентами, учитывающими характеристики товара (в том числе сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации).[18]
Необходимо отметить, что в Законопроект не вошло положение о ежегодном увеличении нормативов утилизации в отношении товаров, не являющихся упаковкой. Ранее предполагалось увеличение данных нормативов не менее чем на 10 % в год.
Законопроектом предусмотрено вступление изменений в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных изменений, для которых установлены свои сроки вступления в силу.
О чем подумать, что сделать
Законопроект может затронуть широкий круг компаний. В первую очередь новое регулирование серьезно отразится на производителях и импортерах товаров. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов, а также производителей упаковки. Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55 % в 2025 году, 75 % – в 2026 году и 100 % – с 1 января 2027 года.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку производителям и импортерам товаров, а также иным лицам, чья деятельность связана с отходами потребления, по вопросам применения новых требований к обеспечению утилизации отходов, в том числе по вопросам:
-
оформления договоров с утилизаторами, а также оформления документации в рамках исполнения таких договоров;
-
определения соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных (в рамках утилизации) товаров/продукции официально установленным перечням;
[1] Источник
[2] Источник
[3] Источник
[4] Пункты 1, 4, 8 новой ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), вносимой Законопроектом.
[5] П. 1.1 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления.
[6] Пункты 5-6 ст. 4 Законопроекта.
[7] П. 1 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[8] П. 2 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[9] П. 3 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[10] П. 2 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[11] П. 3 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[12] Новая ст. 242-3 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.
[13] П. 4 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[14] Пункты 5-6 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[15] П. 13 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[16] П. 15 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.
[17] Новая ст. 242-4 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.
[18] Абзац 23 ст. 5, пункты 7-9 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в редакции Законопроекта.