Загрузка...
02.05.2023
7 мин. на чтение

В Государственную Думу внесен проект закона о реформировании системы расширенной ответственности производителя

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 25 апреля 2023 г. в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий существенные изменения в положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» о расширенной ответственности производителей.[1]

Напомним, что суть института РОП заключается в том, что производители и импортеры, которые, соответственно, произвели в России или ввезли в Россию определенные товары или упаковку, должны обеспечить утилизацию этих товаров и упаковки в конце жизненного цикла товаров и упаковки. В качестве альтернативы компании могут уплатить экологический сбор в федеральный бюджет. Положения о РОП действуют с 2015 г.

Заместителем председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко в декабре 2020 г. была утверждена концепция реформирования института РОП.[2] С тех пор Минприроды России занималось разработкой законопроекта, который необходим для реформирования института РОП. Публичное обсуждение разработанного законопроекта проходило в период с 7 по 20 октября 2022.[3]

Согласно пояснительной записке к Законопроекту, его основной целью является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот (в первую очередь, упаковочных отходов) и минимизация объемов захоронения отходов потребления.

Текущая версия Законопроекта предусматривает следующие ключевые изменения в положения о РОП:

  • ответственность за утилизацию упаковки товаров, произведенных в РФ, переносится с производителей таких товаров на производителей/импортеров упаковки.[4] При этом, согласно действующему регулированию, такую ответственность несет производитель товаров в упаковке;[5]

  • введение с 2027 года 100 % норматива утилизации для упаковки. Таким образом, с 1 января 2027 года производители и импортеры упаковки должны будут обеспечивать утилизацию всей массы упаковки, произведенной на территории России и/или ввезенной в Россию (либо платить экологический сбор).

До 2027 года Законопроект устанавливает следующие нормативы утилизации упаковки: в 2024 году – по нормативам, установленным Правительством РФ; в 2025 году – 55 %; в 2026 году 75 %;[6]

  • обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки, возникает у производителя товаров с наиболее ранней из следующих дат:[7]

  • день отгрузки/передачи товаров;

  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров;

  • день списания испорченного или бракованного товара.

Обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров и упаковки возникает у импортера:[8]

  • для товаров и упаковки, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза, - со дня принятия их на учет;

  • для товаров и упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами ЕАЭС, – со дня их выпуска таможенным органом для внутреннего потребления.

В настоящее время обязанность обеспечивать утилизацию в рамках системы РОП возникает у производителей/импортеров с момента первичной реализации товаров на территории России;

  • ограничиваются способы выполнения обязательств в рамках РОП, а именно: исключается возможность поручить выполнение нормативов утилизации отходов российскому экологическому оператору или ассоциации производителей/импортеров.

Согласно новым положениям производители/импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно: путем создания собственной инфраструктуры для утилизации или путем заключения договора с утилизатором.

При этом Законопроектом предложено ввести новый пласт регулирования в части деятельности утилизаторов. Так, Законопроектом определено, что утилизаторами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность по утилизации отходов от использования товаров и включенные в специальный реестр утилизаторов.[9] Только включенные в реестр утилизаторов лица смогут выполнять работы по утилизации отходов от использования товаров. Ведение реестра утилизаторов возлагается на Росприроднадзор;

  • установлена обязанность утилизаторов ежеквартально представлять в Росприроднадзор отчетность о массе товаров, отходы от использования которых утилизированы, и сведения о договорах, заключенных с производителями/импортерами товаров, иными лицами, а также о расторжении таких договоров в отчетном периоде.[10] Основной целью введения данной обязанности является исключение практики заключения «липовых» договоров на утилизацию отходов от использования товаров.

В случае неисполнения утилизатором обязанности по утилизации, предусмотренной договором об утилизации, а также в случае нарушения определенных требований к утилизации обязанность уплатить экологический сбор в отношении отходов, которые не были утилизированы (были утилизированы с нарушениями), возлагается на утилизатора;[11]

  • регламентирован порядок внесения/исключения сведений об утилизаторах в реестр утилизаторов, в том числе введена возможность проверки наличия у них необходимых мощностей для утилизации заявленного ими объема отходов (оборудования и/или специализированных установок для утилизации).[12] Установлены основания для исключения лица из реестра утилизаторов (в случае прекращения действия лицензии на деятельность по утилизации отходов, выявления фактов неуплаты утилизатором экологического сбора (если такая обязанность возникла у него в соответствии с новыми положениями закона), привлечения утилизатора к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 9-10 ст. 8.2, ст. 8.51 КоАП РФ и т. д.);

  • устанавливается запрет выполнения утилизации отходов от использования товаров за счет утилизации иных видов отходов от использования товаров (кроме включенных в одну группу);[13]

  • предусматривается, что обеспечить утилизацию отходов от использования товаров возможно только путем использования таких отходов для производства товаров/продукции (но только при условии соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных товаров/продукции специальным перечням, установленным Минприроды России совместно с Минпромторгом России).[14] Данные требования должны вступить в силу с 1 января 2025 г.;

  • установлены случаи, когда утилизация не признается выполненной, например:[15]

  • договор на утилизацию заключен с лицом, отсутствующем в реестре утилизаторов;

  • указанная в акте утилизации масса отходов от использования товаров не может быть переработана утилизатором, поскольку последним превышена предельная производственная мощность принадлежащего ему оборудования/установок для утилизации;

  • установлено, что при производстве товара на территории России с использованием вторичного сырья к нормативу утилизации (к массе произведенной упаковки) будет применяться понижающий коэффициент. Размер такого коэффициента предстоит установить Правительству РФ;[16]

  • детально регламентированы процедурные аспекты проверки исполнения производителями, импортерами товаров, а также утилизаторами, обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;[17]

  • Законопроектом вводится новый подход к определению ставок экологического сбора, уплачиваемого при невыполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров. В подобном случае вместо применения установленных ставок экологического сбора предусмотрено применение ставок экологического сбора с дополнительными, повышающими коэффициентами, учитывающими характеристики товара (в том числе сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации).[18]

Необходимо отметить, что в Законопроект не вошло положение о ежегодном увеличении нормативов утилизации в отношении товаров, не являющихся упаковкой. Ранее предполагалось увеличение данных нормативов не менее чем на 10 % в год.

Законопроектом предусмотрено вступление изменений в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных изменений, для которых установлены свои сроки вступления в силу.

О чем подумать, что сделать

Законопроект может затронуть широкий круг компаний. В первую очередь новое регулирование серьезно отразится на производителях и импортерах товаров. Существенно изменятся и условия деятельности утилизаторов, а также производителей упаковки. Производителям и импортерам при планировании своей деятельности необходимо в первую очередь учитывать требование о заключении договоров на утилизацию исключительно с лицами, включенными в реестр утилизаторов, а также требование об утилизации упаковки в объеме 55 % в 2025 году, 75 % – в 2026 году и 100 % – с 1 января 2027 года.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать юридическую поддержку производителям и импортерам товаров, а также иным лицам, чья деятельность связана с отходами потребления, по вопросам применения новых требований к обеспечению утилизации отходов, в том числе по вопросам:

  • оформления договоров с утилизаторами, а также оформления документации в рамках исполнения таких договоров;

  • определения соответствия утилизируемых видов отходов и произведенных (в рамках утилизации) товаров/продукции официально установленным перечням;

  • расчета суммы экологического сбора по новым правилам.


[1] Источник

[2] Источник

[3] Источник

[4] Пункты 1, 4, 8 новой ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), вносимой Законопроектом.

[5] П. 1.1 ст. 24.2 Закона об отходах производства и потребления.

[6] Пункты 5-6 ст. 4 Законопроекта.

[7] П. 1 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[8] П. 2 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[9] П. 3 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[10] П. 2 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[11] П. 3 новой ст. 242-2 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[12] Новая ст. 242-3 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.

[13] П. 4 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[14] Пункты 5-6 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[15] П. 13 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[16] П. 15 новой ст. 242-1 Закона об отходах производства и потребления, вносимой Законопроектом.

[17] Новая ст. 242-4 Закона об отходах производства и потребления, вносимая Законопроектом.

[18] Абзац 23 ст. 5, пункты 7-9 ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления в редакции Законопроекта.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.04.2023

Глобальное потепление - миф или реальность? Интервью с климатологом Александром Чернокульским

Интервью с Александром Чернокульским - старший научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, ученый секретарь Научного сов...

Смотреть

11.03.2025

Отчетность по экосбору в 2025 г.

Напоминаем производителям и импортерам товаров и упаковки о том, что отчетная компания 2025 года в рамках расширенной о...

10.03.2025

Недропользование на землях сельхозназначения: риски и последствия

Руководитель экологической группы Сибирского офиса «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко рассмотрела пользование недрами на землях...

28.02.2025

Экология: MustRead от 28 февраля 2025 г.

Главные новости: Новые требования по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов ...

25.02.2025

Суды трех инстанций рассмотрели материалы административного дела, обжалованные неуполномоченным лицом

Судья ВС напомнил правила обжалования решения судьи, принятого по результатам рассмотрения протеста на определение о...