Загрузка...
25.09.2023
4 мин. на чтение

В Госдуму внесен законопроект об ужесточении ответственности за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает: в Государственную Думу ФС РФ внесен проект федерального закона (далее – Проект), согласно которому ужесточается ответственность по некоторым квалифицированным составам статей 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп») и 291.2 («Мелкое взяточничество») Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), а также по ним вводится конфискация имущества.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», № 411567-8 (далее – Проект); https://sozd.duma.gov.ru/bill/411567-8.

Автор законопроекта, депутат Василий Пискарев, отмечает важность предлагаемых изменений: «Речь идет о суммах, не превышающих 10 тысяч рублей. Это важно, поскольку именно из таких небольших, на первый взгляд, поборов и состоит низовая коррупция — явление не менее опасное, чем взятки в крупном размере»https://lenta.ru/news/2023/07/28/duma/
.

В Пояснительной записке к Проекту указано, что такие преступления нередко носят характер криминального бизнеса: «Притом, что единичные факты мелких взяток и коммерческого подкупа не представляют большой общественной опасности, те же действия, превращенные в преступный промысел, представляют не меньшую угрозу реализации прав граждан, охраняемым законом интересам общества и государства, чем тяжкие проявления взяточничества. Совокупный объем мелких взяток может быть сопоставим с особо крупным размером».

Статистика коррупционных преступленийПо данным Министерства внутренних дел РФ

В январе-июле 2023 г. было зарегистрировано 25 128 преступлений коррупционной направленности (на 2 % выше, чем в предыдущем отчетном периоде).

Из них 13 668 преступлений, связанных со взяточничеством (рост на 3 %), из них мелкое взяточничество составило почти 32 % (4 349 преступлений).

Что предложено изменить

1.     Расширение составов ст. 204.2 и 291.2 УК РФ

Законопроектом предлагается выделить в статьях 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп» и 291.2 «Мелкое взяточничество» УК РФ самостоятельные составы преступлений:

  • незаконная передача и получение предмета мелкого коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;

  • дача и получение мелкой взятки должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации;

2.     Дополнение составов ст. 204.2 и 291.2 УК РФ дополнительными квалифицирующими признаками

Статьи 291.2 и 204.2 УК РФ дополняются квалифицирующими признаками, усиливающими ответственность при наличии следующих обстоятельств:

  • вымогательство предмета коммерческого подкупа или мелкой взятки;

  • совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  • заведомая незаконность действий (бездействия), за которые дается мелкая взятка;

  • совершение деяния лицом, имеющим судимость за совершение аналогичных преступлений.

3.     Расширение применения норм о конфискации имущества коррупционеров

Проект дополняет перечень преступлений, содержащийся в п. «а» ст. 104.1 УК РФ, статьями 204.2 и 291.2. Это означает, что конфискацию имущества будет возможно применять при назначении наказания за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп.

Комментарий

Новые квалифицированные составы усиливают общую «строгость» санкций ст. 204.2 и 291.2 УК РФ за мелкую или так называемую бытовую коррупцию. Происходит и фактическое ужесточение санкций за мелкую коррупцию ввиду расширения перечня квалифицирующих признаков, отягчающих ответственность. Но главное, на наш взгляд, изменение, предусмотренное Проектом – это разрешение применять конфискацию имущества по данным составам.

Верховный Суд РФ в отзыве на Проект посчитал излишним включение в него такого квалифицирующего признака, как «совершение преступлений организованной группой». С точки зрения ВС РФ, авторы законопроекта «не представили сведений о распространенности случаев мелкого взяточничества (коммерческого подкупа), совершенных организованной группой». Квалифицирующего признака «совершение группой лиц по предварительному сговору» достаточно для данных составов преступлений.

Вероятно, этот квалифицирующий признак исчезнет из Проекта в последующих чтениях. Все остальные дополнительные квалифицирующие признаки поддержаны ВС РФ. Это означает, что, если законопроект будет принят, под более тяжкую ответственность будет подпадать больше деяний.

О чем подумать, что сделать

На данный момент дата первого чтения Проекта в Госдуме еще не определена. Следует отслеживать этот момент и дальнейшее прохождение Проекта в Госдуме.

Полученные отзывы Верховного Суда РФ и Правительства РФ в целом одобряют предложения инициаторов Проекта, однако делают несколько важных замечаний. Так, ВС РФ обращает внимание на то, что Пояснительная записка не во всех случаях обосновывает необходимость расширения более тяжелых санкций, а Правительство отмечает определенные огрехи в формулировках этих санкций. Поэтому разумно предположить, что в Проект будут вносится определенные изменения.

Специалистам в области комплаенса и юридических служб компаний стоит обратить особенно пристальное внимание на новые квалифицирующие признаки составов коррупционных преступлений, которые предложены в Проекте.

Помощь консультанта

Юристы «Пепеляев Групп» готовы оценить действия руководства и сотрудников компании на предмет уголовно-правовых рисков ответственности за деяния, по которым в Проекте расширяются квалифицирующие признаки, а также разработать меры по защите прав и законных интересов компании и ее руководителей, профилактике коррупции, в том числе внедрить надлежащие меры антикоррупционного комплаенсаТребования о внедрении мер антикоррупционного характера согласно ст.13.3. ФЗ «О противодействии коррупции» (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ) распространяются на все действующие в РФ организации.
.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.09.2023

Уголовные дела блогеров: необоснованные подозрения в уклонении от уплаты налогов

Руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов рассказывает о том, почему уголовные дела в отношении блогеров по подозрению в дроблении бизнеса возбужде...

Смотреть

21.11.2024

Конституционный Суд разрешил вопрос о применении сроков исковой давности к требованиям об обращении коррупционного имущества в доход государства

Информируем, что в Постановлении от 31 октября 2024 г. Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что к антикоррупционным...

04.06.2024

10 мифов о комплаенсе. Антикоррупционный комплаенс, уголовная и административная ответственность.

Сергей Таут, эксперт «Пепеляев Групп», расскажет про ТОП-10 мифов об антикоррупционном комплаенсе и приведет соответствующие...

26.04.2024

Ежегодная научно-практическая конференция «Воздействие институциональных реформ в Российской Федерации на устранение условий для коррупции»

25 апреля ПУЛАП совместно с факультетом права НИУ ВШЭ провели Ежегодную научно-практическую конференцию «Воздействие институциональных...

30.01.2024

Эксперт Уполномоченного: антикоррупционная оговорка в договоре стимулирует контрагента к профилактике коррупционных нарушений

Об этом в ходе семинара на тему «Как компании обеспечить необходимую степень должной осмотрительности при взаимодействии...