В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за соблюдение иностранных санкций на территории России
Что предложено изменить
Предлагается дополнить часть вторую статьи 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ квалифицирующим признаком «совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации». За такие деяния предлагается ввести наказание до 10 лет лишения свободы как за тяжкое преступление (срок давности по такой категории дел – десять лет).- преступление совершено лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации;
- такое лицо использовало свои полномочия вопреки законным интересам организации;
- действие лица причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства и при этом одновременно преследовало две цели:
- извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесение вреда этим лицам;
- исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации, которым были введены ограничительные меры против Российской Федерации.
Субъекты преступления по ст. 201 УК РФ
Согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров, или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях. При этом под действие данных норм не подпадают действия должностных лиц государственных корпораций и коммерческих организаций с долей государственного владения более 50 процентов.
Борьба мнений
По мнению одного из инициаторов Проекта, следование компаниями иностранным санкциям внутри страны является косвенным свидетельством их поддержки со стороны такого бизнеса. Инициатива введения ответственности за следование санкциям прозвучала еще в 2018 г. Однако бизнес-сообщество высказалось категорически против. Так, по мнению РСПП, законопроект мог ограничить взаимодействие с иностранными партнерами и инвесторами, ухудшить деловой климат и снизить инвестиции в национальную экономику. Не поддерживает РСПП и новую законодательную инициативу. Члены союза опасаются двойного давления на предпринимательский сектор (внешнего и внутреннего), что в конечном счете станет триггером к ускоренному и массовому выходу компаний с российского рынка.
Движение Проекта
Законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ должны сопровождаться положительными отзывами Верховного суда РФ и Правительства РФ. К пакету документов приложен положительный отзыв Верховного суда, однако в карточке законопроекта пока нет отзыва Правительства РФ.
По сообщениям деловых изданий, 4 апреля Проект
рассматривался на Правительственной комиссии по законотворческой деятельности. «Российская газета» – официальный печатный орган Правительства РФ –
приводит следующее содержание отзыва: «Концептуальных возражений в части указанных мер уголовной ответственности не имеется, так как государство вправе устанавливать уголовную ответственность за общественно опасные деяния, которые причиняют существенный вред и не могут быть предотвращены с помощью иных правовых средств». При этом, уверяет официальное издание, правительственные эксперты высказали ряд технических замечаний, которые должны быть учтены при доработке проекта в Госдуме.
Помощь консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» готовы оценить действия руководства компании на предмет уголовно-правовых рисков ответственности за следование санкциям с учетом происходящих изменений в законодательстве и его толковании, а также разработать меры по защите прав и законных интересов компании и ее руководителей.
[1] Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации», № 102053-8 (далее – Проект); https://sozd.duma.gov.ru/bill/102053-8.
Несмотря на ряд условий, установленных в ст. 201 УК РФ, в свете предлагаемого Проектом широкого понимания злоупотребления полномочиями под подозрением с угрозой возбуждения уголовного дела может оказаться практически любое действие (бездействие) руководства компании, направленное на соблюдение внешних санкций. К примеру, это может быть разрыв договорных отношений с лицом, попавшим в санкционный список, или включение в проект договора с потенциальными контрагентами особой оговорки.
Цель следования санкциям может подразумеваться и в ситуациях, характерных для обычной хозяйственной деятельности, например, при наличии действий, которые руководство обычно предпринимает в условиях неустойчивого финансово-экономического положения компании (увольнение сотрудников, прекращение деятельности, сокращение инвестиций).