В Госдуму внесен законопроект об обязательном открытии иностранными интернет-компаниями представительств на территории РФ
Предлагается ввести обязанность для иностранных интернет-компаний по открытию на территории РФ представительства, филиала или уполномоченного юридического лица. Обязанность распространяется на иностранные компании, владеющие информационным ресурсом в сети «Интернет» с ежедневной аудиторией в более 500 тыс. российских пользователей.
На данный момент в РФ активно ведут деятельность крупнейшие иностранные интернет-компании: Facebook, Google и другие. Они обрабатывают персональные данные российских граждан и оказывают им информационные услуги, в том числе платного характера. Действующее законодательство не содержит обязанности для иностранных интернет-компаний учреждать на территории РФ уполномоченное юридическое лицо или открывать представительство (создавать филиал), что позволяет им уклоняться от соблюдения законодательства РФ в сфере персональных данных, интернет-рекламы и защиты прав потребителей.
Для решения этой проблемы в Госдуму внесен указанный Законопроект. Заметим, что его положения также распространяются и на иностранных провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети «Интернет» (п. 2 ст. 4 Законопроекта).
Для иностранных интернет-компаний предлагается ввести следующие обязанности (ст. 5 Законопроекта):
- разместить на своем информационном ресурсе в сети «Интернет» электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций;
- зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора и использовать его для взаимодействия с государственными органами РФ;
- создать филиал или открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить функционирование на территории РФ соответствующего филиала, представительства или российского юридического лица.
Статьей 7 Законопроекта предусмотрено, что филиал, представительство или российское юридическое лицо иностранной интернет-компании должны обеспечивать:
- прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций, исполнение решений судов и государственных органов, принятых в отношении иностранной интернет-компании;
- представление интересов иностранной интернет-компании в судах РФ;
- принятие мер на территории РФ по ограничению доступа к информации и (или) удалению информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ, если такая обязанность предусмотрена законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Законопроект предлагает наделить Роскомнадзор полномочиями для понуждения иностранных интернет-компаний к исполнению российского законодательства. К числу таких полномочий относятся:
- информирование пользователей информационного ресурса о нарушении компанией законодательства РФ;
- запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе;
- запрет на проведение платежей в адрес интернет-компании;
- запрет на поисковую выдачу сведений об информационном ресурсе;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
О чем подумать, что сделать
Хотя Законопроект только внесен в Госдуму, иностранным интернет-компаниям, осуществляющим деятельность на территории РФ, уже сейчас рекомендуется предпринять шаги по приведению деятельности в соответствие с требованиями российского законодательства в области персональных данных, интернет-рекламы и защиты прав потребителей.Заблаговременное выявление и устранение нарушений законодательства РФ позволит иностранным интернет-компаниям снизить правовые риски и избежать административной ответственности.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» будут отслеживать движение Законопроекта, чтобы оперативно уведомить вас об изменении его статуса.Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку иностранным интернет-компаниям, осуществляющим или планирующим осуществлять деятельность на территории РФ.
В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:
- Консультирование по правовым рискам;
- Аудит интернет-сервисов на предмет соответствия требованиям регуляторов;
- Представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами и иные услуги.