В Госдуму внесен законопроект об административной ответственности за неисполнение требований в части учета интернет-рекламы
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 14 апреля 2023 г. в Госдуму внесен законопроект № 337373-8 (далее – Законопроект). Предусмотрено введение мер административной ответственности за неисполнение компаниями отдельных требований в части учета интернет-рекламы.
Напомним, 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон о рекламе, направленные на внедрение в России системы учета интернет-рекламы. На участников рынка возложены обязанности в части учета интернет-рекламы, а именно:
-
предоставление в Роскомнадзор информации о размещенной интернет-рекламе (в т. ч. о договорных и финансовых отношениях между участниками);
-
получение для каждого рекламного материала идентификатора рекламы;
-
осуществление маркировки интернет-рекламы.
Подробнее ознакомиться с новыми требованиями можно в алерте «Пепеляев Групп».
Законопроект же предусматривает введение мер административной ответственности за неисполнение обязанности по предоставлению в Роскомнадзор информации о размещенной интернет-рекламе, а также за распространение интернет-рекламы без присвоенного идентификатора рекламы.
Рассмотрим предлагаемые изменения более подробно.
1. Неисполнение обязанности по предоставлению в Роскомнадзор информации о размещенной интернет-рекламе
На текущий момент участники рынка интернет-рекламы обязаны предоставлять или обеспечивать предоставление в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе. Предоставление такой информации осуществляется через операторов рекламных данных (далее – ОРД) – уполномоченные Роскомнадзором организации. ОРД же обязаны передавать полученную информацию в Роскомнадзор. Все участники рынка интернет-рекламы и ОРД несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в Роскомнадзор (ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе»).
Законопроект предусматривает введение административной ответственности в отношении рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем за совершение следующих правонарушений:
-
неисполнение обязанностей по предоставлению или обеспечению предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе; либо
-
нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности; либо
-
предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации.
Административный штраф предлагается установить в следующем размере: для граждан – от 10 000 до 30 000 рублей; для должностных лиц – от 30 000 до 100 000 рублей; для юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.
2. Распространение интернет-рекламы без присвоенного идентификатора рекламы
На текущий момент распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения каждому рекламному материалу идентификатора рекламы. Присвоение идентификатора рекламы осуществляют ОРД. Требования к идентификатору интернет-рекламы утверждены Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191.
В соответствии с Законопроектом распространение интернет-рекламы без присвоенного оператором рекламных данных идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении интернет-рекламы – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.
3. Неисполнение операторами рекламных данных требований в части учета интернет-рекламы
Законопроект предусматривает введение административной ответственности в отношении операторов рекламных данных за совершение ими следующих правонарушений:
-
неисполнение обязанности по передаче в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе; либо
-
несоблюдение установленного порядка взаимодействия с Роскомнадзором; либо
-
предоставление в Роскомнадзор неполной, недостоверной, неактуальной информации; либо
-
нарушение установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в Роскомнадзор.
Административный штраф предлагается установить в следующем размере: для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; для юридических лиц – от 300 000 до 700 000 рублей.
Законопроект не предусматривает введение в КоАП РФ специального состава в части распространения интернет-рекламы без маркировки. Напомним, что маркировка рекламы подразумевает добавление пометки «реклама» и указания на рекламодателя и (или) сайт, страницу сайта в сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1 Федерального закона «О рекламе»).
Полагаем, что привлечение к административной ответственности возможно в соответствии с общим составом, предусмотренным ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.
Размер административного штрафа составляет для граждан – от 2 000 до 2 500 рублей; для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 рублей; для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.
О чем подумать, что сделать?
Участникам рынка интернет-рекламы целесообразно уже сейчас привести свою деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона «О рекламе». В частности, рекомендуем обеспечить предоставление в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе, присвоение рекламным материалам идентификатора рекламы, маркировку интернет-рекламы.
Операторам рекламных данных рекомендуем обеспечить соблюдение обязанностей по передаче в Роскомнадзор информации о распространенной интернет-рекламе, а также по присвоению идентификаторов интернет-рекламе.
Помощь консультанта
В связи с внедрением системы учета интернет-рекламы специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать компаниям участникам всестороннюю юридическую поддержку.
Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:
-
консультирование рекламодателей, рекламораспространителей, рекламных агентств, операторов рекламных систем по вопросам учета интернет-рекламы;
-
проведение аудита деятельности участников рынка интернет-рекламы на предмет соответствия требованиям законодательства в части учета интернет-рекламы;
-
представление интересов клиента при взаимодействии с государственными органами;
-
иные услуги.