Ужесточены правила оборота древесины и производной продукции на территории США и стран Европейского Союза (ЕС)
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об ужесточении на территории США и стран ЕС правил оборота древесины и древесной продукции, включая пиломатериалы, мебель, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, деревянную или картонную упаковку, недревесные и пищевые лесные ресурсы, музыкальные инструменты, книги и иные изделия из древесины.
В 2008-2010 гг. были выработаны основные мировые тенденции борьбы с незаконным оборотом древесины, направленные на ужесточение контроля и усложнение правил подтверждения легальности происхождения древесины и продукции из нее, которые продолжают постепенно развиваться как в рамках законодательства отдельных стран, так и в рамках международного законодательства.
Подобные изменения, наиболее вероятно, затронут тех российских производителей и поставщиков, продукция которых экспортируется и продается на европейских рынках и рынке США.
Отметим наиболее существенные изменения.
I. Регулирование оборота древесины и древесной продукции в странах ЕС
Первоначально изменения правил оборота древесины в ЕС появились на уровне отдельных стран-участниц (в частности, в 2009 г. изменения коснулись торговых норм Великобритании). В 2010 г. соответствующие правовые акты были приняты уже на уровне ЕС. Так, был разработан Регламент (ЕС) №995/2010 Европейского Парламента и Совета от 20 октября 2010 г. (далее – «Регламент»), устанавливающий обязательства операторов, размещающих на рынке лесоматериалы и продукцию из древесины, и ужесточающий требования к поставщикам лесной и производной продукции на рынок ЕС. Отдельные положения Регламента вступили в силу 02 декабря 2010 г., однако большинство изменений требуют принятия соответствующих правовых актов на уровне стран–участниц ЕС и подлежат применению с 03 марта 2013 г.
Регламентом, среди прочего, запрещается оборот на территории ЕС незаконно заготовленной древесины. Под незаконно заготовленной древесиной понимается древесина, полученная с нарушениями законодательства, действующего в стране ее происхождения (в рассматриваемом случае, в Российской Федерации).
В перечень продукции, на которые распространяется действия Регламента, помимо лесоматериалов, входят также пиломатериалы, бумага, целлюлоза, мебель, сборные дома, картонная упаковка, музыкальные инструменты, книги и прочие изделия из древесины.
Регламент также определяет обязательные требования, предъявляемые к поставщику лесной продукции на рынок ЕС. Так, первый покупатель древесины на рынке ЕС обязан знать исходного поставщика лесной продукции и иметь документы, подтверждающие законность происхождения древесины и производной продукции.
Следует отметить, что ориентиром для вышеуказанных нововведений во многом выступили принятые 22 мая 2008 г. Конгрессом США поправки к Закону Лейси (Lacey Act), последние из которых в отношении обязательного декларирования происхождения древесины и продукции из нее вступили в силу 30 сентября 2010 г.
II. Регулирование оборота древесины и производной продукции в США
Последние поправки к Закону Лейси ужесточают ответственность для всех участников производственного цикла, включая иностранных производителей, переработчиков и поставщиков, осуществляющих на территории США оборот любых товаров из незаконно полученной древесины и производной продукции, а также устанавливают обязательное декларирование таких товаров.
1. Сфера применения Закона Лейси
Действие закона распространяется на оборот всей продукции из древесины, включая пиломатериалы, мебель, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, деревянную или картонную упаковку, музыкальные инструменты, книги, а также на недревесные и пищевые лесные ресурсы, которые незаконно получены как на территории США, так и на территории иностранного государства – страны происхождения товара.
Закон действует на территории всех штатов США, но не распространяется на территории иностранных государств. Однако под состав правонарушения попадает оборот на территории США изделий из древесины, незаконно полученных в любом иностранном государстве.
2. Виды правонарушений по Закону Лейси
Закон Лейси предусматривает два основных вида правонарушений:
1) оборот незаконно полученной древесины и лесоматериалов;
2) подделка декларации, подтверждающей легальность происхождения и перемещения товаров и их частей.
2.1. Оборот незаконно полученной древесины и лесоматериалов
Привлечение к ответственности на территории США за оборот незаконно полученной древесины и лесоматериалов возможно при одновременном наличии следующих двух условий:
1) Растительная продукция получена, выращена, транспортирована или приобретена с нарушением международного законодательства, законодательства США или законодательства страны происхождения товара.
2) Физическое или юридическое лицо на территории США осуществляет импорт, экспорт, перевозку, продажу, приобретение или покупку продукции, полученной с нарушением вышеприведенных положений.
Противоправные действия по получению, приобретению и транспортировке древесной продукции по законодательству США могут, в частности, выражаться в следующем:
• кража растительной продукции;
• заготовка продукции на территории особо охраняемых зон, таких как национальные парки, резерваты и иные территории, признанные таковыми по законодательству соответствующего государства;
• приобретение продукции без оформления необходимых разрешительных документов или с нарушением порядка их оформления;
• приобретение продукции без уплаты соответствующих пошлин, налогов;
• приобретение продукции с нарушением соответствующих норм об экспорте.
Так как в соответствии с Законом Лейси под правонарушением понимается не только нарушение законодательства США, но и страны-происхождения древесины, то следует отметить, что согласно нормам российского законодательства к таким правонарушениям, в частности, могут относиться:
• нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений;
• самовольное использование лесов;
• нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами и лесного семеноводства;
• незаконная рубка;
• повреждение лесных насаждений;
• самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан;
• уничтожение лесной инфраструктуры; и др.
2.2. Подделка декларации, подтверждающей легальность происхождения и перемещения товаров и их частей
С 30 сентября 2010 г. каждый поставщик древесины и производной продукции на территорию США обязан предоставлять декларацию, подтверждающую легальность происхождения и перемещения товаров и их частей.
Указанная декларация должна содержать следующие сведения:
• научное название продукции (на латинском языке);
• наименование государства–изготовителя;
• количество и меру измерения продукции;
• стоимость продукции.
Для проверки достоверности сведений, указанных в декларации, уполномоченный орган может затребовать документы, подтверждающие легальность происхождения древесины, при этом такая проверка может быть осуществлена в течение 2 лет с момента подачи декларации.
3. Ответственность за правонарушения по Закону Лейси
Характер и размер ответственности за правонарушения, предусмотренные Законом Лейси, зависят от наличия или отсутствия умысла и соблюдения должной степени заботливости и осмотрительности.
Так, предусмотрены следующие виды санкций:
• штраф (в рамках уголовной ответственности), максимальный размер которого для юридических лиц составляет 500 000 (пятьсот тысяч) долларов США, для физических лиц – 250 000 (двести пятьдесят тысяч) долларов США, а также может определяться в двойном размере максимальной прибыли или убытков, причиненных противоправными действиями;
• штраф (в рамках административной ответственности), максимальный размер которого составляет 10 000 (десять тысяч) долларов США;
• лишение свободы на срок от 1 (одного) года до 5 (пяти) лет;
• конфискация продукции.
Мы полагаем, что вышеуказанные изменения могут повлечь возникновение существенных правовых рисков для всех российских участников производственного цикла по получению, переработке и экспорту древесины и полученной из нее продукции.
При этом следует отметить, что наибольшие практические проблемы могут быть связаны не только с риском привлечения к ответственности на территории США и стран ЕС, но и необходимостью получения и оформления документации, подтверждающей легальность происхождения древесины и продукции из нее. Так, в частности, при осуществлении закупок российской древесины контрагенты из США, стран ЕС и Китая, могут потребовать предоставления соответствующей документации, включая сертификаты, подтверждающие легальность происхождения древесной продукции (в частности, сертификаты по системе FSC или PEFC [1]). Вместе с тем, российское законодательство до настоящего времени не содержит детальной регламентации вопросов и порядка осуществления сертификации происхождения древесины, что, несмотря на активно развивающиеся национальные системы добровольной лесной сертификации, может порождать определенные практические трудности по экспорту древесины для российских компаний.
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования и представления интересов клиентов по вопросам соблюдения законодательства в сфере лесного права и земельных отношений и готовы оказать любую необходимую помощь по минимизации/устранению рисков, связанных с получением, импортом и экспортом древесины, лесоматериалов и производной продукции.
В частности, мы будем рады предложить нашим клиентам услуги по проведению юридических проверок в отношении получения, транспортировки, приобретения и поставки и покупки древесины с предоставлением по результатам таких проверок комплексных заключений о соответствии указанных этапов оборота древесины действующему законодательству.
[1] FSC: Forest Stewardship council - Лесной попечительский совет; PFEC: Programme for the Endorsement of Forest Certifications Schemes - Программа по утверждению схем лесной сертификации.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Алексею Коневскому, Руководителю практики земельного права, недвижимости и строительства, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Наталье Стениной, Руководителю группы "Природоохранное регулирование", по тел.: (495) 967-00-07 либо по n.stenina@pgplaw.ru
В Санкт-Петербурге – к Юрию Халимовскому, Старшему юристу практики земельного права, недвижимости и строительства (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail