Ужесточение уголовной ответственности за преступления в сфере банкротства
Ниже приводятся основные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве применительно к сфере банкротства.
Новые субъекты уголовной ответственности по ст. 195 и 196 УК РФ
Новый закон существенно расширяет круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ) и за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ).
Вместо перечисления отдельных специальных субъектов, нормы о неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника (ч. 2 ст. 195 УК РФ) и преднамеренном банкротстве к субъектам относят контролирующих должника лиц.
Кроме того, за неправомерное удовлетворение требований кредиторов (ч. 2 ст. 195 УК РФ) прямо предусмотрена ответственность арбитражных управляющих и ликвидаторов должников.
Понятие контролирующего лица очень широкое. Исходя из ст. 61.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», таковым может быть признано лицо, обладавшее правом давать должнику обязательные указания или имевшее возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий, в течение трех лет, предшествовавших возникновению у должника признаков банкротства, или после их наступления.
Такая формулировка позволяет отнести к субъектам ответственности за неправомерное удовлетворение требований кредиторов и преднамеренное банкротство не только руководителей и участников компаний, но и их бенефициаров, сотрудников, представителей, а также лиц, не имеющих формальной юридической связи с должником. |
Новые квалифицирующие признаки ст. 195 и 196 УК РФ
Законодатель ввел более тяжкую ответственность за преступления в сфере банкротства, совершенные отдельными категориями лиц: руководитель должника или контролирующие должника лица. Повышенная ответственность предусмотрена и для случаев совершения преступлений с использованием служебного положения.При наличии перечисленных выше квалифицирующих признаков, совершение деяний, предусмотренных ч. 1[1] и 3[2] ст. 195 УК РФ, влечет применение санкций, начиная от штрафа в размере от 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового[3].
Кроме того, вводится повышенная ответственность арбитражного управляющего, председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) и контролирующих должника лиц (руководителя такого лица) за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника[4].
Совершение каждого из деяний, предусмотренных ст. 195 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлечет еще более суровые санкции: от штрафа в 1 млн руб. до лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом.
Ответственность за преднамеренное банкротство
Ужесточается ответственность бенефициаров и руководителей и за совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов (преднамеренное банкротство) (новая ч. 2 ст. 196 УК РФ). Теперь наказание варьируется от штрафа в размере 3-5 млн руб. до лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.Аналогичная суровая ответственность за преднамеренное банкротство предусмотрена для соучастников в форме группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.
Возможность освобождения от уголовной ответственности за преднамеренное банкротство и неправомерные действия в банкротстве
Согласно новому закону, контролирующие должника лица, которые впервые совершили преступление, могут быть освобождены от ответственности при отсутствии иного состава преступления в деянии и активном содействии расследованию. В частности, если такое лицо:- добровольно сообщило о лицах, извлекавших выгоду из незаконного поведения должника;
- раскрыло сведения об имуществе и доходах таких лиц, объем которых обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба.
Сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов может быть основанием для ответственности по ст. 195 УК РФ
Необходимо учитывать, что в практике по налоговым спорам суды довольно часто делают выводы о наличии искажений в бухгалтерской, налоговой отчетности. Это создает дополнительный риск привлечения к уголовной ответственности по банкротным статьям.Например, по одному из дел суд пришел к выводу, что основанием для доначисления налогов было предоставление «документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом» и согласился с позицией инспекции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.06.2021 по делу № А75-10749/2020).
Согласно другому судебному акту «спорные контрагенты были использованы налогоплательщиком для создания документооборота, направленного на завышение расходов в целях исчисления налога на прибыль и применения вычетов при исчислении НДС. ... документы содержат недостоверные сведения…» (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 по делу № А40-116767/2017).
В Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2021 по делу № А21-15065/2019 суд пришел к выводу о «о наличии в представленных Обществом первичных документах недостоверных сведений, отсутствии реальных хозяйственных операций».
В случае, если налоговый орган устанавливает такие факты, то налогоплательщики почти всегда привлекаются к ответственности по ч. 3 ст. 122 НК РФ. Это подразумевает не только штраф 40 %, но и установленный умысел, что, в свою очередь, влечет риск последующего привлечения к ответственности по «банкротным» статьям.
Фальсификация бухгалтерской и финансовой документации может быть основанием для уголовной ответственности по ч. 1 ст. 195 УК РФ. По ст. 195 УК РФ, а не по ст. 199.2 УК РФ может быть также квалифицировано сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, если такое сокрытие происходит при наличии признаков банкротства.
О чем подумать, что сделать
Законодатель продолжает последовательно усиливать ответственность контролирующих лиц. Вслед за массовым применением субсидиарной ответственности можно прогнозировать увеличение числа возбужденных уголовных дел по составам ст. 195 и 196 УК РФ и вынесенных по ним приговоров.В свете изложенного возрастает важность антибанкротного комплаенса, направленного, в т. ч., на предотвращение ответственности контролирующих лиц применительно к формированию структуры бизнеса, корпоративным решениям, совершаемым сделкам. Особое внимание стоит уделить достоверности и полноте документов бухгалтерской отчетности, соблюдению требований налогового законодательства, поскольку во многих случаях инициатором привлечения контролирующих лиц к уголовной ответственности являются налоговые органы.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом оказания услуг в сфере риск-менеджмента и уголовно-правовой защиты бизнеса, в том числе применительно к законодательству о банкротстве. Мы готовы оказать комплексную правовую поддержку в целях предотвращения рисков ответственности контролирующих лиц, а также обеспечения квалифицированной защиты их интересов как в гражданском, так и уголовном судопроизводстве.- сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;
- передача имущества во владение иным лицам;
- отчуждение или уничтожение имущества;
- сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.
- штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
- штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
- ограничение свободы на срок до 1 года;
- принудительные работы на срок до 1 года;
- арест на срок до 4 месяцев;
- лишение свободы на срок до 1 года со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.