Ужесточение судебной практики по делам о предоставлении справок в банки в целях валютного контроля
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об ужесточении судебной практики по делам о представлении справок в банки в целях валютного контроля.
В связи с совершением валютных операций резиденты обязаны представлять в уполномоченные российские банки так называемые «формы учёта и отчётности по валютным операциям» [1] – справки:
- о поступлении российской валюты (т.е. рублей) [2];
- о валютных операциях (т.е. об операциях с иностранной валютой) [3];
- о подтверждающих документах (т.е. об операциях в натуральной форме, связанных с валютными операциями) [4].
За нарушение порядка составления и сроков представления справок в уполномоченный российский банк установлен штраф [5].
В правоприменительной практике продолжаются споры между резидентами и органами Росфиннадзора, разрешаемые в судах, по вопросу, как определить количество нарушений законодательства, если какие-либо операции не были своевременно отражены в поданной в банк справке, по количеству операций или количеству справок.
СПРАВКА О ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ
В постановлении, обнародованном 29 июля 2011 г., Президиум ВАС РФ согласился с Росфиннадзором по вопросу представления справки о подтверждающих документах [6].
В одной справке можно отразить несколько поставок – операций ввоза или (и) вывоза товаров согласно товаросопроводительным, перевозочным и таможенным документам – по одному паспорту сделки, т.е. по одному контракту.
Однако срок представления справки и подтверждающих документов, составляющий 15 календарных дней, исчисляется от выпуска задекларированных либо декларирования выпущенных товаров согласно отметке в таможенной декларации [7].
Данное правило отличает внешнеторговые операции с товарами, подлежащими таможенному контролю, от операций, в отношении которых срок представления форм учёта и отчётности исчисляется от окончания отчётного месяца совершения операции, – в частности, от выполнения работ (оказания услуг) или передачи интеллектуальных прав, от ввоза или вывоза товаров, не подлежащего таможенному контролю [8], а также от зачисления российских рублей, в отношении которого представляется справка о зачислении российской валюты (рублей) [9].
Значит, указывает Президиум ВАС РФ, в отношении каждого ввоза или (и) вывоза товаров, подлежащих таможенному оформлению, нарушение резидентом срока представления справки является отдельным правонарушением, даже если все несвоевременно отражённые в справке случаи ввоза или (и) вывоза происходили в промежутке 15 календарных дней и их можно было отразить в одной справке.
КОММЕНТАРИЙ «ПЕПЕЛЯЕВ ГРУПП»
Как следует из постановления о справке о подтверждающих документах, Президиум ВАС РФ при разрешении вопроса о количестве правонарушений руководствуется порядком исчисления срока представления формы учёта и отчётности.
Если срок исчисляется от окончания отчётного месяца совершения операций (зачисление рублей, работы и услуги, интеллектуальные права, товары, не подлежащие таможенному контролю), то за месяц может быть совершено и наказуемо только одно правонарушение (в отношении одного контракта – по справке о подтверждающих документах, в отношении одного счёта – по справке о зачислении рублей).
Если срок исчисляется от совершения операции (товары, подлежащие таможенному контролю), то каждая операция, отражённая несвоевременно, образует отдельное правонарушение, даже если все операции происходили в течение 15 дней и их можно было отразить в одной справке.
Новая правовая позиция Президиума ВАС РФ должна быть принята к руководству нижестоящими судами по будущим спорам и по неоконченным делам (т.е. в том числе при обжаловании в вышестоящие судебные инстанции). Постановление Президиума ВАС РФ содержит оговорку о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений по оконченным делам, но при таком пересмотре недопустим поворот к худшему для лица, привлекаемого к ответственности (ч. 21 ст. 317 АПК РФ).
СПРАВКА О ПОСТУПЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ВАЛЮТЫ (РУБЛЕЙ)
Ранее Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выразил правовую позицию о порядке представления справки о поступлении российской валюты (рублей) [10], отклонив позицию надзорного ведомства:
- в одной справке может быть отражено несколько валютных операций зачисления российских рублей на один счёт за один отчётный месяц на основании разных сделок (и паспортов сделок), в разные дни и по разным расчётным документам;
- нарушение резидентом обязанности представить справку в отношении нескольких валютных операций зачисления российских рублей на один счёт за один отчётный месяц образует одно правонарушение, за которое резидент может быть привлечён к ответственности только один раз.
После принятия указанного постановления Президиума ВАС РФ можно было ожидать схожего подхода к другим формам учёта и отчётности по валютным операциям – к справкам о подтверждающих документах и о валютных операциях.
Однако из нового постановления по справкам о подтверждающих документах следует, что сама по себе возможность отразить операции в одной справке не предопределяет, сколько правонарушений совершено, значение имеет, как указано выше, от какого события исчисляется срок представления справки.
СПРАВКА О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
К настоящему времени можно предположить правовую позицию судов о ещё одной форме учёта и отчётности – справке о валютных операциях.
При списании валюты справка о валютных операциях представляется до списания, т.е. при списании валюты срок технически не может быть нарушен.
При зачислении валюты резиденту срок представления справки о валютных операциях составляет 15 календарных дней и исчисляется со дня зачисления [11].
В одной справке может быть отражено несколько операций зачисления валюты, совершённых в течение 15 календарных дней до представления справки, в том числе в разные дни, по разным счетам и контрактам, в разных валютах.
Однако правила исчисления срока представления справки о валютных операциях – со дня зачисления – означают, что каждое зачисление, отражённое несвоевременно, образует отдельное правонарушение, даже если все зачисления происходили в течение 15 дней и их можно было отразить в одной справке.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Следует отметить, что надзорное производство № ВАС-140/10 приостанавливалось в связи с подготовкой постановления Пленума ВАС РФ по вопросам административной ответственности за нарушение валютного законодательства. К настоящему времени такое постановление не принято, но может быть принято в обозримом будущем.
Вероятность смягчения судебной практики по предоставлению справок в целях валютного контроля в уполномоченные банки в настоящее время не высока. Однако участники внешнеторговой деятельности могут доводить до ВАС РФ свою позицию о чрезмерности карательной нагрузки на внешнюю торговлю в виде необходимости уплачивать штраф за каждую несвоевременно отражённую операцию. Поскольку при соблюдении законодательства резидент имеет право отразить в одной справке несколько операций, количество правонарушений было бы вернее всё же определять по наименьшему количеству справок, которые следовало представить, учитывая время совершения операций и срок представления справки.
В настоящее время мы рекомендуем соблюдать осмотрительность в вопросе соблюдения сроков представления справок о подтверждающих документах (по товарам, подлежащим таможенному контролю) и о зачислении валюты.
[1] ч. 4 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указание Банка России от 10 декабря 2007 г. № 1950-У.
[2] п. 2.6 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П, п. 2.3.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.
[3] п. 1.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.
[4] п. 2.2 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П (справка о подтверждающих документах должна содержать ссылки на товаросопроводительные, перевозочные и таможенные документы, подтверждающие ввозе или (и) вывоз товаров).
[5] штраф от 40 000 до 50 000 руб. для юридических лиц и от 4 000 до 5 000 руб. для должностных лиц – ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
[6] Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. № 140/10.
[7] абзацы второй – третий п. 2.4 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П.
[8] абзац четвёртый п. 2.4 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П.
[9] п. 2.7 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П, абзац второй п. 2.4 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.
[10] Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. № 17039/09.
[11] п. 1.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по p.popov@pgplaw.ru; Любови Ромащенко, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.romaschenko@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail