Законопроект № 909987-7, принятый Государственной Думой и находящийся на рассмотрении в Совете Федерации, предоставляет ЦБ РФ право самостоятельно определять лиц, контролирующих финансовые организации (далее – контролирующие лица) по критериям законодательства о банкротстве не только в случаях неплатежеспособности таких организаций, но и в ходе их обычной деятельности. Кроме того, законопроект позволяет Центробанку предъявлять к контролирующим лицам требования о привлечении к субсидиарной ответственности, а также требовать ареста их активов до предъявления соответствующих исков.
На каких лиц распространяются новые правила?
Законодательные изменения касаются следующих финансовых организаций (по смыслу ст. 180 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон о банкротстве»)) и контролирующих их лиц:- кредитные организации;
- страховые организации;
- негосударственные пенсионные фонды.
Кто может быть признан контролирующим лицом?
В соответствии с новыми правилами отраслевого законодательства[1] признание лица контролирующим финансовую организацию осуществляется в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности, в частности ст.ст. 61.10, 184.13, 187.12, 189.23 Закона о банкротстве.Кроме того, контролирующим может быть признано также лицо, которое осуществляет или осуществляло в отношении финансовой организации контроль, определяемый в соответствии с МСФО, признаваемыми в РФ.
Поскольку Закон о банкротстве трактует понятие контролирующего лица более широко, с позиции не только корпоративных, но и любых иных связей лица с подконтрольным юридическим лицом, комментируемый законопроект существенно расширяет круг лиц, имеющих отношение к финансовым организациям, к которым будут применяться новые правила. Теперь не только в банкротстве, но и в ходе обычной деятельности финансовой организации контролирующим может быть признано любое лицо, имеющее возможность давать обязательные для исполнения данной организацией указания или иным образом определять ее действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Необходимо помнить, что для кредитных организаций период осуществления такого контроля не ограничивается тремя годами, предшествующими возникновению признаков банкротства. |
На финансовые организации возложены новые обязанности по предоставлению отчетности в Банк России
Финансовые организации будут обязаны на постоянной основе определять контролирующих их лиц в соответствии с критериями Закона о банкротстве, обновлять информацию о данных лицах и предоставлять ее в Банк России по форме, в порядке и сроки, которые будут установлены Банком России.Контролирующие лица должны быть уведомлены организацией о направлении информации в Банк России в течение 1 рабочего дня с момента направления.
Банк России в отношении каждой финансовой организации будет вести перечень контролирующих ее лиц. Информация о таких лицах также будет передаваться в Росфинмониторинг.
Действующий в настоящее время порядок предусматривает необходимость раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки – участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ и ряд НКО, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, а также управляющие компании и микрофинансовые компании[2].
Пока не ясно, будет ли новый перечень контролирующих лиц дополнительным по отношению к информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся соответствующие организации, или полностью заменит его. Напомним, что для последней из названных категорий лиц установлены определенные требования, в частности в отношении их финансового положения[3]. Для управляющих компаний и микрофинансовых компаний новый порядок законопроектом не предусмотрен. |
ЦБ РФ сможет самостоятельно определять лиц, контролирующих финансовые организации
Решение о признании контролирующим лицом может быть принято Комитетом банковского надзора ЦБ РФ в случае соответствия лица критериям, установленным Законом о банкротстве. Соответствующее решение должно содержать обоснование его принятия, в том числе информацию об обстоятельствах, на основании которых оно принято.Финансовые организации обязаны уведомить соответствующих лиц о признании их Банком России контролирующими лицами в течение 1 рабочего дня с момента получения информации от ЦБ РФ. В течение 30 дней данная информация размещается на сайте Банка России.
Лицо, включенное Банком России в перечень контролирующих финансовую организацию лиц, исключается из данного перечня по истечении 3 лет со дня, когда указанное лицо перестало соответствовать признакам контролирующего лица, установленным Законом о банкротстве.
Как оспорить включение в перечень контролирующих лиц финансовой организации?
Независимо от того, произошло ли включение в перечень контролирующих лиц на основании информации, полученной от финансовой организации, или по инициативе Банка России, лицо, включенное Банком России в такой перечень, вправе обжаловать соответствующее решение в Комиссию ЦБ РФ по рассмотрению жалоб на включение в перечни контролирующих лиц, а в случае отказа – в судебном порядке.Жалоба должна быть рассмотрена комиссией ЦБ РФ в течение 30 дней, порядок рассмотрения жалоб будет утвержден дополнительно.
Новые презумпции статуса контролирующего лица в деле о банкротстве
Закон о банкротстве дополняется новой презумпцией, в соответствии с которой, пока не доказано иное, контролирующим финансовую организацию лицом является лицо, включенное Банком России в перечень контролирующих лиц соответствующей финансовой организации.Если ответчик не предоставит мотивированный отзыв на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности или о возмещении убытков, на него может быть возложено бремя доказывания отсутствия оснований ответственности. |
ЦБ РФ предоставлено право подачи заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности и о принятии предварительных обеспечительных мер
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих финансовые организации, теперь может быть подано Банком России.В соответствии с нововведениями в АПК РФ (ч. 1.1 и дополнения в ч. 4 ст. 99) в случае установления ЦБ РФ отрицательного значения величины собственных средств (капитала) финансовой организации Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительные мер в виде наложения ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество контролирующих лиц в размере, необходимом для восполнения собственных средств (капитала) финансовой организации и приведения их к нормативной величине.
Такое заявление может быть подано до обращения с заявлением о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении убытков.
Для принятия заявления к производству суда достаточно, чтобы в нем были указаны сведения, позволяющие с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованные предположения о том, что ответчик, указанный в заявлении, является или являлся контролирующим лицом. При этом на ЦБ РФ не может быть возложена обязанность по предоставлению встречного обеспечения.
Рассмотрение судом дела об оспаривании включения лица в перечень контролирующих финансовую организацию лиц не является препятствием ни для принятия предварительных обеспечительных мер, ни для рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности или о возмещении убытков. |
Гарантии и компенсации для контролирующих лиц
Исковое заявление по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов Банка России, должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения определения о принятии предварительных обеспечительные мер.Если ЦБ РФ своевременно не подано исковое заявление или в удовлетворении иска было отказано, контролирующее лицо, в отношении имущества которого были приняты предварительные обеспечительные меры, вправе требовать от Банка России возмещения убытков или выплаты компенсации. Однако в силу ст. 98 АПК РФ размер компенсации определяется судом в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости в пределах от одной тысячи до одного миллиона рублей.
Поскольку размер компенсации может быть несопоставим с размером убытков, причиненных в результате ареста дорогостоящих активов, контролирующим лицам необходимо своевременно формировать доказательственную базу, подтверждающую размер фактически причиненного ущерба. |
О чем подумать, что сделать
Менеджерам, членам органов управления, участникам и бенефициарам финансовых компаний, а также лицам, планирующим приобрести такой статус, необходимо оценить наличие у себя признаков контролирующего лица, в т. ч. применительно к Закону о банкротстве.Необходимо отслеживать включение в перечень лиц, контролирующих финансовую организацию, и при наличии оснований своевременно оспаривать включение в такой перечень.
При наличии статуса контролирующего лица рекомендуем на регулярной основе оценивать планируемые действия и решения с точки зрения рисков потенциальной ответственности.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом оказания услуг в сфере риск-менеджмента применительно к требованиям законодательства о финансовых организациях и законодательства о банкротстве, а также по защите интересов контролирующих лиц при взаимодействии с Банком России, в спорах о субсидиарной ответственности и о возмещении убытков.[2] Положение Банка России от 26.12.2017 № 622-П «О порядке раскрытия информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находятся банки – участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также о порядке раскрытия и представления в Банк России информации о структуре и составе акционеров (участников) негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, управляющих компаний, микрофинансовых компаний, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся».
[3] Положение Банка России от 28.12.2017 № 626-П «Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций».