Усиление прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок.
Во избежание возможных злоупотреблений со стороны различных участников закупки Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» (далее – «Приказ»).
Данным Приказом предлагается ряд мер по усилению контроля за соблюдением федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «44-ФЗ») и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) в связи с тем, что продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений.
Кроме того, многочисленными являются случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечается, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, поскольку постоянно фиксируются факты хищения бюджетных средств, «откатов» и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера.
Приведем наиболее важные, на наш взгляд, положения Приказа, в соответствии с которым прокурорам различных уровней и подразделений Генпрокуратуры России требуется:
1) Усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок путем принятия дополнительных мер по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок с помощью:
- обеспечения профилактической направленности надзорных мероприятий, в том числе путем размещения сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
- обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и т. п.;
- надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы;
- обязательной проверки законности закупок при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства;
- контроля за исполнением законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществлению закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
- контроля за исполнением законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа.
При этом отмечается, что особое внимание следует обратить на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
|
Заметим, что конкретного плана соответствующих мероприятий или целевых показателей документ не содержит. |
2) Для своевременного выявления и пресечения нарушений принять исчерпывающие меры реагирования по фактам:
- несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
- заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
- неправомерных закупок у единственного поставщика;
- завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
- поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
- нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
- неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
Предусмотрены и другие меры контроля, связанные с необходимостью осуществления следующих действий, направленных на соблюдение требований по исполнению обязательств по контрактам:
- проверка соблюдения заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг с целью пресечения средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши;
- тщательная проверка реальности исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;
- обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.
К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок будет рассматриваться безотлагательно.
Также предлагается обязать прокуроров субъектов РФ во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России:
- устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов;
выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.
Представляется, что совместное сотрудничество между государственными органами позволит лучше выполнять функции, связанные с обеспечением соответствия закупочных процедур законодательству.
3) Иные меры, принимаемые во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:
По мнению Генпрокурора РФ, массовые нарушения закона при проведении закупок государственными структурами привели к необходимости ужесточения механизмов контроля над закупками для пресечения действий коррупционного характера.
В связи с этим, Приказом предусматривается осуществление мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок, в том числе на установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Необходимо акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
При наличии оснований следует выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
Также Приказом предусматривается требование по систематическому проведению прокурорских проверок и осуществлению анализа исполнения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.
В рамках процессуальных процедур также надлежит обеспечить:
- системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
- соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
- активное использование возможности обращения в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных лиц к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел.
Кроме того, согласно Приказу, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуроры должны будут дважды в год отчитываться перед Генпрокуратурой РФ о результатах надзорной деятельности в сфере закупок. В свою очередь различные подразделения и структуры Генпрокуратуры РФ также два раза в год должны будут представлять обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере закупок.
|
Введение мер по осуществлению прокурорского контроля в сфере закупок будет способствовать исключению участия в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков и более тщательному соблюдению требований законодательства.
|
О чем подумать, что сделать
- Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
- Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика и выполнении государственных и муниципальных контрактов, во избежание нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
- Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.
- Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.
- Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:
- при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
- при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
- при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
- при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.