Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает: 2 июня 2010 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»» (далее – Законопроект) в части правого регулирования отношений, связанных с трансляцией обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов.
Законопроект разработан с целью обеспечения реализации положений Указа Президента РФ от 24.06.2009 № 715 и Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р. Данные акты предусматривают создание на территории России системы общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также механизм обеспечения их эфирной наземной трансляции на всей территории страны.
В пояснительной записке к данному Законопроекту указывается, что сферой его правового регулирования являются отношения между вещателями и операторами связи, связанные с трансляцией обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания.
Все изменения, содержащиеся в Законопроекте, можно условно разделить на три группы.
К первой группе изменений относятся нормы, предусматривающие включение в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) двух новых определений: определения оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и определения трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.
Под оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов предлагается понимать оператора связи, который на основании договора с абонентом оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания и на которого в соответствии с Законом о связи возложена обязанность по трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется в соответствии с законодательством о средствах массовой информации.
Под трансляцией телеканалов и (или) радиоканалов предлагается понимать прием и доставку до пользовательского (оконечного) оборудования или прием и передачу в эфир сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов.
Ко второй группе изменений относятся положения Законопроекта, вносящие изменения в главу Закона о связи о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии.
Предусматривается включение статей, регулирующих особенности присоединения и взаимодействия сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также трансляцию таких теле- или радиоканалов.
В соответствии с указанными нормами, у оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов имеется два способа получения сигнала, посредством которого осуществляется распространение обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов:
- путем приема сигнала, передаваемого в эфир оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, без заключения договора о присоединении;
- путем присоединения своей сети связи к сети связи другого оператора связи.
Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов до начала трансляции таких каналов обязан получить согласование у вещателя указанных каналов. Для получения согласования оператор направляет вещателю каждого из обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обращение в произвольной форме, в котором должны быть указаны определенные в Законе о связи положения. Вещатель обязан рассмотреть обращение в течение тридцати календарных дней, и имеет право отказать в определенном Законом о связи случае.
В третью группу изменений включаются положения Законопроекта, регулирующие вопросы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания.
Законопроектом предусматривается, что в перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания на основании договоров с абонентами вне зависимости от того, какие сети связи при этом используются, включается условие об осуществлении трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.
Кроме того, для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания (радиовещания) соискателю лицензии необходимо предоставить также копию лицензии на телевизионное вещание (радиовещание), выданной в установленном порядке вещателю.
В Законопроекте содержится также ряд других важных нововведений в Закон о связи.
В соответствии с Законопроектом, оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания на основании договора с абонентом, обязан согласно условиям полученной лицензии осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в неизменном виде за свой счет и без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов. В документе, разработанном Минкомсвязи России в качестве основных каналов указаны: «Россия-1», «Россия-К», «Россия-2», «Россия-24», «Первый канал», НТВ, «Бибигон», «Пятый канал».
Решением Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи от 9.06.2010 Законопроект был направлен в Совет Государственной Думы РФ для включения в проект порядка работы Государственной Думы РФ на 18.06.2010 для рассмотрения во втором чтении.
К рассмотрению Законопроекта во втором чтении предложены некоторые поправки в Законопроект.
Компания «Пепеляев Групп» будет информировать о дальнейшей судьбе Законопроекта.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
к Наталье Иващенко, Руководителю группы «Телекоммуникации», по тел.: (495) 967-00-07 либо по n.ivashchenko@pgplaw.ru