Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о завершении разработки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».[1]
Напомним, что согласно действующему экологическому законодательству, перечень разрешительной и отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) определяется в зависимости от его категории.
С учетом степени экологической опасности деятельности, осуществляемой на таком объекте, он подлежит отнесению к одной из четырех категорий:[2]
I категория – значительное НВОС;
II категория – умеренное НВОС;
III категория – незначительное НВОС;
IV категория – минимальное НВОС.
В настоящее время в целях категоризации объектов НВОС применяются критерии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029. Указанное постановление должно прекратить действовать с 1 января 2021 г. в рамках применения механизма «регуляторной гильотины» – инструмента пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Взамен Минприроды разработало новое постановление, которое призвано уточнить формулировки критериев для более точного распределения объектов НВОС по категориям (Критерии).
|
Формулируя критерии категорий НВОС, Минприроды опиралось не на данные о фактическом НВОС тех или иных производств, а на максимально возможное (потенциальное) воздействие на окружающую среду в случае неприменения природоохранных мероприятий и наилучших доступных технологий. |
1. Расширены перечни объектов, относящихся к объектам НВОС I-III категорий
Так, по новым правилам в I категорию НВОС дополнительно попадут в том числе объекты, на которых:
- осуществляется утилизация отходов производства и потребления с применением термических способов (сжигание, пиролиз, газификация);[3]
- добывается минеральное сырье для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[4]
- используются отходы добычи железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений;[5]
- ведется производственная деятельность, связанная с добычей железных руд, руд цветных металлов, угля, минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.[6]
Ко II категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены в том числе следующие объекты:
- по добыче асфальта, слюды, алмазов, а также прочих горных пород (если такие объекты не отнесены к I категории НВОС);[7]
- по производству фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит;[8]
- по складированию и хранению химических веществ (с общей проектной вместимостью 50 тонн и более);[9]
- по транспортированию газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием межпромысловых трубопроводов;[10]
- по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на железнодорожной эстакаде.[11]
К III категории объектов НВОС будут дополнительно отнесены объекты для осуществления в частности следующей деятельности:
- строительства объектов капитального строительства;[12]
- любой деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (если такие объекты не отнесены к I или II категории НВОС).[13]
Указанные изменения направлены на исключение «не учтенных» объектов НВОС, не подпадающих под действие критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029.
|
Определение категории объекта НВОС исключительно в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия представляется не во всех случаях обоснованным. К примеру, любой объект, на котором осуществляется деятельность по термической утилизации отходов (в том числе практически неопасных бытовых отходов), будет отнесен к I категории НВОС вне зависимости от объемов утилизации и проектной производительности применяемого для утилизации оборудования, что навряд ли отвечает принципу категоризации объектов в зависимости от степени НВОС. |
2. Установлен дополнительный критерий для объектов IV категории НВОС
В данную категорию включаются объекты, на которых отсутствуют какие-либо выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.[14] Последствием данного нововведения может стать необходимость постановки на учет в качестве объектов НВОС объектов, не имеющих в своем составе стационарных источников загрязнения (и, как следствие, не находившихся на соответствующем учете ранее).
3. Установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения объекта к той или иной категории НВОС
Для некоторых предприятий (в частности, для производств керамических изделий, предприятий пищевой промышленности) установлены / уточнены показатели проектной производительности для отнесения к той или иной категории НВОС.
Например, по новым правилам к I категории объектов НВОС будут относится объекты, на которых производятся огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более (ранее – 1 млн шт. в год). Если же проектная производительность указанных объектов составит менее 75 тонн в сутки, то указанные объекты будут отнесены ко II категории объектов НВОС.[15]
4. Пересмотрены критерии отнесения к той или иной категории НВОС для объектов по обращению с отходами
Критерии категоризации объектов в указанной части приведены в соответствие с действующим законодательством об отходах. Проект постановления предусматривает, что категория присваивается соответствующему объекту в зависимости от 3 параметров:[16]
- вид осуществляемой на объекте деятельности по обращению с отходами (утилизация, обезвреживание, обеззараживание, размещение);
- вид и класс опасности отхода (биологические, медицинские отходы, отходы производства и потребления I – V классов опасности);
- проектная производительность объекта по обращению с отходами.
О чем подумать, что сделать
Природопользователям необходимо учитывать, что принятие данного постановления может повлечь изменение категории эксплуатируемого объекта НВОС. Учитывая, что разработка проекта постановления завершена,[17] вероятно, следует ожидать его принятия в ближайшее время. При этом новые Критерии должны начать действовать уже с 1 января 2021 г.[18]
В этой связи мы рекомендуем природопользователям ознакомиться с Критериями и определить необходимость внесения изменений в учетные данные об эксплуатируемых объектах НВОС, либо постановки таких объектов на соответствующий учет.
В случае наличия такой необходимости, рекомендуется своевременно предпринять действия, направленные на соответствующее внесение изменений / постановку на учет, а также определить состав разрешительной и (или) отчетной документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объекта НВОС в соответствии с новой категорией.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оперативно оказать юридическую поддержку по любым вопросам, возникающим в связи с учетом объектов НВОС в органах Росприроднадзора, а также подготовкой документации, необходимой для надлежащей эксплуатации объектов НВОС.
[2] Ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
[3] Подпункт «н» п. 1 Критериев.
[4] Подпункт «ш» п. 1 Критериев.
[5] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.
[6] Подпункты «г», «д», «ш» п.1 Критериев.
[7] Подпункт «б» п. 2 Критериев.
[8] Подпункт «ж» п. 2 Критериев.
[9] Подпункт «ц» п. 2 Критериев.
[10] Подпункт «с» п. 2 Критериев.
[11] Подпункт «с» п. 2 Критериев.
[12] Подпункт «г» п. 5 Критериев.
[13] Подпункт «а» п. 5 Критериев.
[14] Подпункт «а» п. 6 Критериев.
[15] Подпункт «з» п. 1, подпункт «г» п. 2 Критериев.
[16] Подпункты «н» - «п» п.1, подпункты «ч», «я» п. 2, подпункт «в» п. 5 Критериев
[18] П. 2 проекта постановления.