О рисках нарушения сроков сдачи «экологической» отчетности, связанных с ограничениями, направленными на предотвращение распространения COVID-19
Юристы компании «Пепеляев Групп» проанализировали сложности, возникающие у природопользователей при сдаче эко-отчетности, и риски, в связи с принимаемыми государством мерами, направленными на предотвращение распространения коронавируса.
В течение ближайших двух недель предприятиями должна быть представлена в Росприроднадзор следующая «экологическая» отчетность:
1) не позднее 1 апреля года должны быть сданы:
- декларация о количестве товаров, выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год, в т.ч. упаковки, подлежащих утилизации[1];
- отчетность о выполнении нормативов утилизации[2];
- информация о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов[3];
- информация о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров, организованных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров[4];
- не позднее 15 апреля расчет суммы экологического сбора[5].
Решений о переносе сроков сдачи эко-отчетности не принято, соответствующие разъяснения уполномоченного органа отсутствуют, при этом природопользователи столкнулись с проблемами в работе системы дистанционной сдачи отчетности.
Для информации:С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя». На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения о сдаче отчетности только через новый сервис. Однако Личный кабинет после модернизации перестал принимать отчетность, подписанную электронной подписью (ЭЦП). В ответ на многочисленные вопросы предприятий, техподдержка Личного кабинета Росприроднадзора проинформировала:
|
Таким образом, на сегодняшний день, «экологическую» отчетность можно сдать следующими способами:
Оба варианта предполагают выход из дома и посещение публичных мест.
Между тем, в регионах повсеместно вводится режим самоизоляции (карантин), предполагающий жесткие ограничения передвижения.
Кроме того, Госдумой приняты законы о введении административной и уголовной ответственности[8] за нарушение введенных ограничений, связанных с распространением коронавируса. За нарушение ограничительных мер (карантина) установлены жесткие меры ответственности, предусматривающие в частности существенные административные штрафы[9], а также приостановление деятельности на срок до 90 суток.
На этом фоне ответственность за нарушение сроков сдачи эко-отчетности, установленную КоАП РФ, никто не отменял:
- за несвоевременное представление отчетности о выполнении норматива утилизации - штраф на юридических лиц в размере от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1 ст. 8.5.1. КоАП РФ);
- за непредставление другой отчетности и экологической информации - штраф на юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 8.5. КоАП РФ).
О чем подумать, что сделать
- Если компания располагается в регионе, где официально введены ограничения[10], связанные с карантином, сдать отчетность можно после его окончания, не опасаясь привлечения к ответственности, т.к. неисполнение требований закона связано с ограничениями, введенными органами исполнительной власти[11].
- Если в регионе карантин не введен, риск привлечения к административной ответственности природопользователя сохраняется, в таком случае не стоит забывать об имеющихся основаниях снижения или освобождения от административной ответственности[12].
Помощь консультантов
Юристы «Пепеляев Групп» отслеживают изменения и ограничения, связанные с ситуацией распространения коронавируса и оперативно размещают информацию на сайте компании.
Юристы Компании готовы оперативно проконсультировать и оказать правовую помощь при возникновении споров с уполномоченными органами.
[1] В соответствии с Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417).
[2] В соответствии с Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342);
[3] По форме, предусмотренной приложением № 10 к Правилам создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520).
[4] По форме, предусмотренной приложением № 10 к Правилам, указанным в предыдущей ссылке.
[5] По форме, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
[6] Предварительно уточнив по телефону режим работы подразделения, т.к. только часть территориальных подразделений Росприроднадзора работают как обычно, часть - в особом режиме.
[7] Импортеру подойдет только второй вариант, в связи с обязанностью представить отчетность непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (п. 6 и 6(1) Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342).
[8] 31.03.2020 Госдума приняла сразу в трех чтениях поправки в УК РФ (законопроект № 929651-7), в КоАП РФ – во втором и в третьем (законопроект № 804768-7). В этот же день на внеочередном заседании их одобрил Совет Федерации (http://council.gov.ru/events/news/115367/).
[9] Например, размер штрафа для граждан составляет от 15 000 до 40 000 руб.; для юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб.
[10] Соответствующий нормативный акт органа исполнительной власти региона должен быть опубликован в официальном источнике (на официальном сайте регионального правительства и т.п.).
[11] Которые могут быть квалифицированы как обстоятельства непреодолимой силы (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 № 3352/12), что означает отсутствие вины в нарушении требований закона, то есть отсутствие одного из обязательных признаков правонарушения (ст. 2.1. и 2.2. КоАП РФ).
[12] Статьи 2.7 и 2.9 КоАП РФ.