Новое регулирование цифровых прав
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии в третьем чтении законопроекта, вносящего изменения в Гражданский кодекс РФ в области цифровых прав.
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»[1] имеет целью закрепление в гражданском законодательстве нескольких базовых положений, отталкиваясь от которых законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе - «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию)[2].
Вводятся новые понятия:
- цифровые права – обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. При этом осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной
Закрепление этой категории в ГК РФ позволяет определить ее место в системе объектов гражданских прав, описать оборотоспособность объекта, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам, совершаемым с этим объектом. |
системе без обращения к третьему лицу;
- обладатель цифрового права - лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.
В редакции, подготовленной к рассмотрению в первом чтении, законопроект содержал понятие «цифровые деньги», но в последующем оно было изъято. Под ними признавалась не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в децентрализованной информационной системе и используемая пользователями системы для осуществления платежей.
Закреплялось, что цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей (не являются законным средством платежа), однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
Как заявлял Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку: «Фактически цифровые деньги будут фигурировать как цифровые права, обмен которых будет разрешен. Кроме того, цифровые активы не будут признаны имуществом, как предполагалось ранее. Им будет присвоен статус «цифровых прав»[3].
Таким образом, ранее входившие в перечень объектов гражданских прав вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, приобретут следующую структуру:
|
Совершенствуются способы выражения воли для соблюдения письменной формы сделки. Это делается для облегчения совершения сделок с цифровыми правами. Письменная форма сделки считается соблюденной в случаях совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки (в редакции законопроекта, подготовленной к рассмотрению в первом чтении, пояснялось также - путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети «Интернет»).
В данном случае не следует говорить о возникновении электронной формы сделки. ГК РФ предусмотрено всего две формы сделки – устная и письменная. Электронной формы сделки не существует. Поэтому к сделкам, совершенным с помощью электронных либо иных технических средств, применяются те же положения, что и к сделкам, совершенным «офлайн». |
Одновременно законопроект вводит запрет на составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств.
Законом и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.
Требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Напомним о ст. 11 Закона об информации, где говорится об обмене электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения. Представляется, что в случае с договорами, оформленными на бумаге, одним из способов достоверного определения лица может быть почерковедческая экспертиза.
|
Смарт-контракты – новая конструкция так называемых «самоисполняемых» сделок. Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки. При этом исполнение будет производиться с помощью информационной технологии автоматически.
Для договора об оказании услуг по предоставлению информации введена новая особенность. В нем может быть предусмотрена обязанность одной или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам. Предполагается, что в рамках таких договоров должны предоставляться так называемые «большие данные».
О чем подумать, что сделать
Задачей законопроекта не является описание тех условий, при которых оборот так называемых цифровых объектов в принципе возможен (например, требований к субъектам, создающим такие объекты или организующим такой оборот), а также закрепление иных публично-правовых установлений, в том числе требований к обеспечению безопасности соответствующего оборота. Законопроект содержит только нормы гражданского права[4].
«Законопроект о цифровых правах формирует основу для развития цифровой экономики. Это новая сфера для нашего права, поэтому для нас важно закрепить базовые понятия», - отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин[5].
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 октября 2019 г.
Рекомендуем уже сейчас применять новые технологии в правовых рамках, существующих как в виде принципиально новой нормативной базы, так и в формах, принятых в традиционных регуляторных сферах. При развертывании современных цифровых бизнес-решений нельзя оставлять без внимания и усилия государства по защите информационной инфраструктуры.
Помощь консультантов
Команда межотраслевой группы «Правовое сопровождение цифровой экономики» юридической компании «Пепеляев Групп», состоящая из специалистов в области правового регулирования информационных технологий, интеллектуальной собственности и использования персональных данных, готова оказать полный спектр юридических услуг, связанных с любыми аспектами применения информационных технологий.
Наши эксперты участвуют в рабочих группах, образованных с участием представителей бизнеса и профильных ведомств, где готовятся предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы с учетом происходящих технологических изменений.