Минфин РФ намерен продолжить точечную настройку положений НК РФ в отношении трансграничных выплат
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о вынесении на публичные слушания законопроекта, предполагающего внесение точечных изменений как в первую, так и во вторую часть НК РФ.
В середине мая на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)»[1]. Законопроект пока не внесен в Государственную Думу, но предполагаемые поправки заслуживают пристального внимания российского делового сообщества.
Законопроект является обширным и затрагивает нормы как первой части НК РФ, так и второй. При изучении данного законопроекта мы обратили внимание лишь на самые значимые предполагаемые изменения в области налогообложения трансграничных выплат.
«Сквозной подход»
В рамках применения так называемого «сквозного подхода» на данный момент в НК РФ установлена возможность использования 0% ставки по налогу на прибыль организаций в части дивидендного дохода, полученного иностранной организацией, если фактическим получателем такого дохода является российская организация (при выполнении определенных условий) или международная холдинговая компания (далее - МХК).
Законопроект, в свою очередь, предполагает отменить данную льготную ставку как для российских организаций, так и для МХК. Тем самым, при принятии поправок в предлагаемой Минфином редакции российские организации и МХК, косвенно участвующие в российских организациях через иностранные компании и применяющие к таким выплатам «сквозной подход», смогут рассчитывать только на 13%-ную ставку налога.
При этом также отменяется положение, устанавливающее, что косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, приравнивается к прямому участию.
Предлагаемые Минфином поправки являются ожидаемым продолжением политики деофшоризации российской экономики и прямо коррелируют с предполагаемым внесением изменений в СИДН с Кипром, Мальтой и Люксембургом в части повышения уровня налогообложения дивидендного и процентного дохода. По нашему мнению, Минфин предлагает, в первую очередь, российскому бизнесу отказаться от использования иностранных транзитных компаний и активнее использовать нормы НК РФ, позволяющие облагать дивиденды от дочерних организаций по ставке 0%. |
Расширение льготы для иностранных организаций, признанных налоговыми резидентами РФ
Законопроектом также предлагается разрешить иностранным организациям, признанным налоговыми резидентами РФ в принудительном, а не в добровольном порядке, воспользоваться льготной налоговой ставкой 0% по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при соблюдении определенных условий.
Уточнение льготы при продаже акций российских организаций
В настоящий момент для безналоговой реализации акций российской организации необходимо, чтобы такие акции непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности (ином вещном праве) на протяжении 5-ти лет, являлись необращающимися и в момент реализации акций российской организации ее активы, выраженные недвижимым имуществом, составляли менее 50% - последнее условие предлагается отменить.
Доход пайщика ПИФа предлагается приравнять к получению дивидендов
Согласно предполагаемым изменениям доходы пайщиков (в частности, иностранных организаций - участников ПИФов) от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, будут признаваться дивидендами для целей налогообложения у источника в Российской Федерации.
Более того, планируется расширить перечень паевых инвестиционных фондов, реализация/погашение/иное выбытие паев которых признается пассивным доходом от источника в Российской Федерации. В частности, к доходам от реализации/погашения/ иного выбытия паев ЗПИФов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, добавляются ЗПИФы, принадлежащие к категории комбинированных, а также иные фонды, активы которых более 50% прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые поправки нацелены как на расширение налогооблагаемой базы, т.е. потенциальных доходов бюджета России, так и на предотвращение злоупотреблений гражданско-правовыми конструкциями со стороны налогоплательщиков, когда операции по реализации российского недвижимого имущества маскируются под сделки по реализации паев фонда. В случае принятия поправок, такие выплаты будут подлежать налогообложению у источника дохода в Российской Федерации как и при реализации акций/долей участия, стоимость которых преимущественно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории России. Ставка налога составит 20%.
Устранение двойного налогообложения при НДФЛ с дивидендов от иностранной публичной компании
Поправки в части НДФЛ, закрепленные в законопроекте, предусматривают устранение двойного налогообложения для физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации в отношении дивидендов от иностранных публичных компаний, ранее получивших доход в виде дивидендов от российских организаций путем их отражения физическим лицом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ (однако при соблюдении ряда условий).
Физические лица будут вправе уменьшить сумму налога в отношении данного дохода на сумму российского налога у источника, удержанного российской компанией при перечислении дивидендов в пользу иностранной организации.
Данные поправки в случае их принятия позволят устранить экономическое двойное налогообложение при выплате из России дивидендов бенефициару - российскому налоговому резиденту -транзитом через иностранную публичную компанию и вывести из тени доходы, фактическим правом на которые обладают российские налоговые резиденты. Тем не менее, даже в случае принятия поправок, сохранят свою актуальность следующие практические вопросы:
|
О чем подумать и что сделать
Содержание финальной редакции законопроекта пока окончательно не определено, поскольку он находится на стадии публичного обсуждения до начала июня. По окончании публичного обсуждения возможны корректировки предлагаемых Минфином изменений в НК РФ. Аналогичные корректировки и исправления возможны и на стадии прохождения законопроекта через Государственную Думу.
Команда «Пепеляев Групп» будет следить за судьбой законопроекта и сообщать о любых значимых изменениях. Однако мы рекомендуем уже сейчас провести стресс-тест структур на предмет соответствия всем вступившим и предполагаемым изменениям. В случае выявления рисков необходимо задуматься о дальнейшей стратегии ведения трансграничного бизнеса, например, о ликвидации иностранных компаний, изменении налогового резидентства иностранных компаний, включая возможный переезд в САР.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» оказывает широкий спектр услуг в области налогообложения трансграничных операций, в частности наши специалисты консультируют по различным вопросам российского и международного налогообложения, проведения стресс-тестов структур, предназначенных для ведения трансграничного бизнеса, а также представляют интересы клиента как на досудебной, так и на судебной стадиях споров в отношении трансграничного налогообложения.