Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).
Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).
Стороны СЗПК
Соглашение заключается между частным субъектом - организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), - и публично-правовым образованием - субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).
Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).
Предмет СЗПК
Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачной и алкогольной продукции;
- добыча нефти и газа;
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций;
- строительство жилых домов, деловых и торговых центров.
В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.
В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):
- об изменении мер государственной поддержки;
- об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
- об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
- об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.
При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:
- увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
- увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.
Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:
- 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
- 15 лет - при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
- 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.
Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.
При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.
Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений
Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.
Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.
| Сторона СЗПК | Сфера действия стабилизационной оговорки | |
1 | Субъект РФ |
| |
2 | РФ и субъект РФ |
в дополнение к № 1:
| |
3 | Субъект РФ и МО |
в дополнение к № 1:
| |
4 | РФ, субъект РФ и МО | № 1 +№ 2 + № 3 |
Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:
- не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
- не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
- действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям:
- оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
- рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
- отслеживать принятие нормативных актов (по плану - к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.
Помощь консультантов
Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.
О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.