Загрузка...
09.07.2020
3 мин. на чтение

Минтруд выпустил рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что Министерством труда и социальной защиты РФ опубликованы Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности при закупках.

Данные методические рекомендации разработаны для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Задача методических рекомендаций – организация в компаниях работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

comment.jpg

Напомним, что на законодательном уровне установлено требование об обеспечении отсутствия конфликта интересов между участником закупки и заказчиком[1]. Последствия несоблюдения этого требования участниками закупки достаточно серьезны.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, ничтожнен.

Кроме того, все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры противодействия коррупции[2]. В их число входят меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

В рассматриваемых Методических рекомендациях предложен алгоритм организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок. Предусмотрено, что деятельность подразделений компании по профилактике коррупционных и иных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия.

К профилактическим относятся мероприятия, направленные на:

  • определение перечня должностей, при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо);
  • проведение консультативно-методических совещаний, направленных на информирование работников, участвующих в осуществлении закупок, о положениях законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе с ежегодной добровольной оценкой знаний.

К аналитической работе относится:

  • анализ имеющейся в распоряжении органа (организации) информации, способствующей выявлению личной заинтересованности;
  • формирование профиля работника, участвующего в закупочной деятельности;
  • формирование профиля участников закупок;
  • перекрестный анализ сформированных вышеуказанных профилей для целей выявления личной заинтересованности.

comment.jpgКомплексное проведение указанных мероприятий должно оказать положительное влияние на снижение количества коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также позволит снизить риски привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности за коррупционные проявления.
Методические рекомендации ориентированы на работников (служащих) на стороне закупщика, для которых законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение антикоррупционных правил (в частности, увольнение на основании п. 7.1. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). В то же время для компаний-поставщиков трудовое законодательство (за исключением ряда случаев) не предусматривает оснований для применения к работникам дисциплинарных мер за нарушение антикоррупционного регулирования. На практике это означает, что работник поставщика, допустивший нарушение законодательства о закупках и создавший для компании существенные риски, зачастую не может быть ни уволен, ни даже подвергнут дисциплинарному взысканию в форме выговора.

О чем подумать, что сделать

Для того чтобы наделить работодателя инструментами дисциплинарного воздействия на сотрудников, мы рекомендуем:

  • разработать локальные нормативные акты (политики и/или должностные инструкции), детально регламентирующие обязанности работников в сфере противодействия коррупции, в том числе с учетом новых Методических рекомендаций;
  • регулярно проводить тренинги, разъясняющие положения указанных локальных нормативных актов, в частности, правила участия в закупках, виды конфликтов интересов и т.п.

Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают разносторонним опытом работы по вопросам внедрения мер антикоррупционного комплаенса в крупнейших компаниях, проведения антикоррупционных расследований, участия в сложных трудовых спорах.

Мы готовы оказать необходимую правовую поддержку при разработке и практическом внедрении необходимых антикоррупционных политик, локальных нормативных актов, политик по применению мер поощрения и мер ответственности к работникам при выполнении либо нарушении ими своих обязанностей в связи с предупреждением и недопущением коррупции.



[1] Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.10.2024

Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с авторами статьи «Риски для целей налогового мониторинга: что отражать, как оценивать, чего ждать?» Ната...

Смотреть

18.11.2024

В Петербурге выросло число трудовых споров о незаконном увольнении

Количество трудовых споров растёт. При этом, по оценке экспертов, в 95% случаев их инициаторами являются работники. И существенную...

02.11.2024

Единые правила по депремированию персонала. Как повлияет на работу и какие требования клиники обязаны выполнять уже сейчас

В Совет по правам человека из регионов поступили жалобы о снижении зарплат медработников. Вопрос подняли на встрече с председателем...

24.10.2024

Может ли работодатель обязать фармспециалиста работать в его выходной день

График работы 2/2 предполагает, что сотрудники работают два дня, а затем два дня отдыхают. Работники аптек спрашивают, может...

03.09.2024

Действительно ли работник — слабая сторона в споре

Всегда ли работник является слабой стороной в споре, как принято утверждать? И как соотносятся пределы судейского усмотрения...