Минтруд выпустил рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что Министерством труда и социальной защиты РФ опубликованы Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности при закупках.
Данные методические рекомендации разработаны для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Задача методических рекомендаций – организация в компаниях работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Напомним, что на законодательном уровне установлено требование об обеспечении отсутствия конфликта интересов между участником закупки и заказчиком[1]. Последствия несоблюдения этого требования участниками закупки достаточно серьезны. Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, ничтожнен. Кроме того, все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры противодействия коррупции[2]. В их число входят меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов. |
В рассматриваемых Методических рекомендациях предложен алгоритм организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок. Предусмотрено, что деятельность подразделений компании по профилактике коррупционных и иных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия.
К профилактическим относятся мероприятия, направленные на:
- определение перечня должностей, при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо);
- проведение консультативно-методических совещаний, направленных на информирование работников, участвующих в осуществлении закупок, о положениях законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе с ежегодной добровольной оценкой знаний.
К аналитической работе относится:
- анализ имеющейся в распоряжении органа (организации) информации, способствующей выявлению личной заинтересованности;
- формирование профиля работника, участвующего в закупочной деятельности;
- формирование профиля участников закупок;
- перекрестный анализ сформированных вышеуказанных профилей для целей выявления личной заинтересованности.
Комплексное проведение указанных мероприятий должно оказать положительное влияние на снижение количества коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также позволит снизить риски привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности за коррупционные проявления.
Методические рекомендации ориентированы на работников (служащих) на стороне закупщика, для которых законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение антикоррупционных правил (в частности, увольнение на основании п. 7.1. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). В то же время для компаний-поставщиков трудовое законодательство (за исключением ряда случаев) не предусматривает оснований для применения к работникам дисциплинарных мер за нарушение антикоррупционного регулирования. На практике это означает, что работник поставщика, допустивший нарушение законодательства о закупках и создавший для компании существенные риски, зачастую не может быть ни уволен, ни даже подвергнут дисциплинарному взысканию в форме выговора. |
О чем подумать, что сделать
Для того чтобы наделить работодателя инструментами дисциплинарного воздействия на сотрудников, мы рекомендуем:
- разработать локальные нормативные акты (политики и/или должностные инструкции), детально регламентирующие обязанности работников в сфере противодействия коррупции, в том числе с учетом новых Методических рекомендаций;
- регулярно проводить тренинги, разъясняющие положения указанных локальных нормативных актов, в частности, правила участия в закупках, виды конфликтов интересов и т.п.
Помощь консультантов
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают разносторонним опытом работы по вопросам внедрения мер антикоррупционного комплаенса в крупнейших компаниях, проведения антикоррупционных расследований, участия в сложных трудовых спорах.
Мы готовы оказать необходимую правовую поддержку при разработке и практическом внедрении необходимых антикоррупционных политик, локальных нормативных актов, политик по применению мер поощрения и мер ответственности к работникам при выполнении либо нарушении ими своих обязанностей в связи с предупреждением и недопущением коррупции.
[1] Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с учетом дополнений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ.