Правительственный законопроект о внесении существенных изменений в НК РФ: налогообложение трансграничных операций
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что Правительство РФ подготовило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части реализации отдельных направлений налоговой политики.
Рассказываем о возможных изменениях в международном налогообложении, которые сочли наиболее важными[1].
Применение «сквозного подхода» для российских бенефициаров
Сейчас при выплате дивидендов иностранной организации таковая может признать фактическим получателем дохода российскую организацию, а к дивидендам можно применить нулевую ставку налога, если российская организация имеет на это право. Поправками предлагается отменить эту возможность. Таким образом, российские акционеры, косвенно участвующие в российских компаниях через иностранные компании, смогут рассчитывать только на 13%-ю ставку налога на прибыль.
В переходных положениях указано, что право на применение нулевой ставки сохраняется до 31 декабря 2023 года при соблюдении определенных условий, среди которых – фактическое получение средств российской организацией в течение определённого срока и ограничения для офшорных юрисдикций.
Не до конца ясны причины, побуждающие к отказу от «сквозного подхода», соответствующего требованию приоритета экономической сути операций над юридической формой, когда раскрыт фактический получатель дохода и средства возвращены в страну. Если фактический получатель мог бы применить нулевую ставку при прямом их получении, то ставка не должна расти только из-за транзита выплат.
Даже если снижение ставки налога на дивиденды считать льготой, законодатель не может для лиц, находящихся в одинаковых экономических условиях, а именно получающих дивиденды напрямую или через иностранные организации, не являющиеся фактическими получателями, устанавливать различное налоговое бремя. Вероятно, в основе подобного предложения лежит желание упростить администрирование налога у источника. Однако одно лишь удобство администрирования не может определять налоговые последствия. Неясно, сохранится ли «сквозной подход» для иностранных лиц, желающих получить преимущества, установленные международными договорами об избежании двойного налогообложения. На наш взгляд, при доработке законопроекта условия применения «сквозного подхода» могут быть ужесточены и для иностранных фактических получателей доходов, например, через универсальное требование фактического перечисления средств транзитным звеном фактическому получателю дохода. |
Лишение льготы иностранных компаний, признавших себя налоговыми резидентами РФ
Отменяется нулевая ставка налога на дивиденды, полученные иностранной организацией, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ.
Однако, как и в отношении российских бенефициаров, законопроект позволяет сохранить льготу по 31 декабря 2023 года при соблюдении определенных упомянутых выше условий.
Эта мера вызывает те же вопросы, что и для «обычных» российских организаций. Вначале законодатель поощрял прозрачность статуса иностранных организаций, признавших себя российскими налоговыми резидентами. Теперь смысл признавать себя российскими резидентами для иностранных компаний неочевиден. Кроме того, список офшорных юрисдикций устанавливается на уровне подзаконного нормативного акта. Поэтому льгота для мальтийских, кипрских или люксембургских компаний, ранее признавших себя российскими резидентами, может не сохраниться и в переходный период, если международные договоры с ними будут расторгнуты, и эти страны будут внесены в список офшорных юрисдикций. |
Устранение двойного налогообложения дивидендов у физических лиц
Предусматривается признание в декларации по налогу на доходы физических лиц дивидендов, полученных от российской организации, в которой физическое лицо косвенно участвует через иностранные организации, при соблюдении следующих условий:
- последовательное участие должно быть исключительно в иностранных организациях;
- иностранная организация, которой российская организация выплачивает дивиденды, должна быть резидентом государства - члена ОЭСР, кроме стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией;
- должна быть выполнена определенная последовательность выплат в цепи владения по сроку и суммам.
Цель этой процедуры – устранение двойного налогообложения, а именно вычет российского налога у источника, удержанного при выплате дивидендов иностранной организации. Тем не менее, условие, согласно которому весьма ограничен круг стран инкорпорации иностранных организаций, скорее всего, лишит процедуру практической значимости.
Расширение облагаемых пассивных доходов иностранного пайщика ПИФа
Доход иностранной компании от доверительного управления имуществом ПИФа отнесен к дивидендам.
Расширен круг паевых инвестиционных фондов, реализация паев которых признается пассивным доходом от российского источника. В частности, к доходам от реализации паев ЗПИФов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, добавляются ЗПИФы, принадлежащие к категории комбинированных, а также иные фонды, активы которых более 50% прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
О чем подумать, что сделать
Окончательная редакция изменений на пути законопроекта к закону может измениться, и мы рекомендуем отслеживать прохождение законопроекта. Однако в части трансграничных операций уже сейчас очевидна необходимость проведения тщательного анализа (стресс-теста) структур в связи с предполагаемыми изменениями. Отмена ряда оснований льготного налогообложения дивидендов ставит вопрос о смене страны инкорпорации иностранных организаций с размещением их в российских специальных административных районах («редомициляция») , в том числе с учётом планируемых поправок, расширяющих такие возможности для организаций в офшорных юрисдикциях.
Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» оказывает широкий спектр услуг в области налогообложения, в том числе при совершении трансграничных операций. В части международного налогообложения наши специалисты обладают богатым опытом проведения стресс-тестов структур, в том числе на предмет наличия фактического права на доход, представляют интересы клиента на всех стадиях споров в отношении трансграничного налогообложения.
[1] В нашем алерте от 02.06.2020 мы уже освещали планируемые изменения в части трансграничных выплат и давали свои комментарии. Многие положения законопроекта остались теми же, но некоторые претерпели изменения.