Правовое регулирование экологической экспертизы
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что проходит публичное обсуждение проект закона, подготовленный Минприроды России, который предусматривает принципиально новое определение объекта государственной экологической экспертизы, а также некоторые другие изменения правового регулирования государственной экологической экспертизы[1].
Среди изменений, предусмотренных проектом закона (далее – Законопроект) можно выделить следующие, на наш взгляд, наиболее важные.
- Уточнен круг лиц, обязанных проводить оценку воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС): это лица, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности 1) на объектах I - III категорий, 2) на иных объектах, если планируемый вид деятельности подлежит государственной экологической экспертизе (далее – ГЭЭ).
- Состав мероприятий при проведении ОВОС дополнен разработкой предложений по проведению анализа последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, включающих мероприятия по проверке прогноза воздействий на окружающую среду реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, по контролю за эффективностью мер по предотвращению и минимизации негативных воздействий.
- Перечень сведений, которые должны содержать материалы ОВОС, дополнен планируемыми техническими и технологическими решениями.
Это дополнение скорее всего приведет к удорожанию ОВОС. Кроме того, не определены критерии того, насколько подробно в материалах ОВОС должны быть изложены технические и технологические решения: как в проекте, с расчетами и графикой или кратко, и насколько кратко? Неконкретность этого положения может привести к спорам между экспертами и заказчиками экспертизы и к выдаче как необоснованных отрицательных заключений, так и положительных заключений, не обеспечивающих достижение целей ГЭЭ. |
- Вводится запрет на размещение, строительство, реконструкцию объектов, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ), в границах земельных участков, ранее предоставленных в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием для иных областей применения НДТ и (или) для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, которая не оказывает значительное НВОС, без положительного заключения ГЭЭ.
- Вносятся существенные изменения в перечень объектов ГЭЭ:
- ГЭЭ переносится на предпроектную стадию путем определения объектом экспертизы материалов ОВОС при выборе варианта размещения объекта;
- из перечня объектов ГЭЭ исключены материалы обоснования КЭР.
- Перечень объектов ГЭЭ дополнен следующими объектами:
- единый проект, предусматривающий осуществление внешнеторговой сделки, связанной с ввозом в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств, и реализацию специальной экологической программы или программ, финансирование которых осуществляется за счет средств, полученных от указанной внешнеторговой сделки;
- материалы ОВОС планируемого размещения объектов, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ, в случае, если такой объект планируется к размещению в границах земельных участков либо в пределах объектов капитального строительства, используемых для иных областей применения НДТ или для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, которая не оказывает значительное НВОС.
- Из перечня оснований для проведения повторной ГЭЭ исключены: 1) доработка объекта экспертизы по замечаниям ранее проведенной экспертизы, 2) истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ[2].
В действующей редакции Закона об экологической экспертизе[3], срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается уполномоченным органом на его усмотрение. На практике, это приводит к возникновению ситуаций, когда предприятия вынуждены регулярно «ходить» на экологическую экспертизу с одним и тем же проектом, даже при реализации проекта в полном соответствии с проектными решениями. По мнению разработчика Законопроекта, исключение требования об установлении срока действия положительного заключения ГЭЭ позволит избежать неоднозначной практики. Так, на наш взгляд, более эффективным вариантом регулирования было бы установление в законе определенного срока действия положительного заключения ГЭЭ, например, соответствующего сроку реализации объекта экспертизы. |
- Предлагается введение аттестации лиц, привлекаемых в качестве экспертов ГЭЭ, соответственно федеральным или региональным органом власти, уполномоченным на проведение ГЭЭ.
- Требования к содержанию заключения дополнены выводами: 1) о допустимости воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе размещения объектов, на окружающую среду и 2) условиях реализации такой деятельности.
Положение, позволяющее выдавать положительное заключение ГЭЭ с перечнем условий, обязательных для выполнения заказчиком, позволит выдавать такие заключение, в тех случаях, когда установленные комиссией несоответствия требованиям природоохранного законодательства и других нормативных актов устранимы и не требуют переработки технических, технологических решений. Выдача в таких случаях отрицательного заключения не обоснована, как с точки зрения необходимости несения дополнительных расходов заказчика на повторную экспертизу, так и с точки зрения затягивания сроков реализации проекта (действующая форма заключения ГЭЭ[4] не предусматривает возможность выдачи положительного заключения при наличии замечаний и предложений). Законопроект устраняет этот недостаток регулирования. |
Выводы
В целом, предложенные Законопроектом изменения правового регулирования ГЭЭ направлены на устранение существенных недостатков действующих норм. Однако некоторые из предлагаемых новелл спорны.
Например, идея перенесения ГЭЭ на предпроектную стадию. В сводном отчете к Законопроекту в качестве проблемы, на решение которой направлено принятие Законопроекта, указана невозможность в текущем правовом регулировании обеспечить оценку допустимости размещения объекта капитального строительства на определенной территории с учетом вариативности его размещения.
Согласно Положению об ОВОС[5], оценка альтернативных вариантов размещения объекта – возможна, но не обязательна, на усмотрение заказчика. На практике, альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, как правило, заключаются в рассмотрении применения различных технологий (например, захоронение буровых отходов в шламовом амбаре/ обезвреживание этих отходов на установке термической деструкции с захоронением зольного остатка/ использование отходов для приготовления технологического грунта - все варианты в пределах одной территории). Это связано с тем, что при рассмотрении альтернативных вариантов размещения объекта экспертизы, на каждой из рассматриваемых территорий должна быть выполнена оценка воздействия – а это существенное удорожание работ.
Таким образом, Законопроектом предлагается сократить расходы заказчика ГЭЭ на проектирование, одновременно увеличив расходы, связанные с проведением ОВОС на нескольких территориях, в качестве вариантов реализации намечаемой деятельности.
О чем подумать, что сделать
Предлагаем проанализировать положения Законопроекта совместно с экологическими (технологическими) подразделениями компаний, подготовить предложения по доработке и направить в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.
Окончание срока публичного обсуждения Законопроекта – 13 декабря 2018 г., затем будет проведена независимая антикоррупционная экспертиза и процедуры оценки регулирующего воздействия, после чего Законопроект будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ. В случае успешного прохождения всех стадий Законопроект будет направлен в Госдуму ФС РФ.
Помощь консультантов
Юристы «Пепеляев Групп» готовы провести анализ рисков, возникающих в связи с Законопроектом как в целом, так и применительно к конкретным компаниям, сформулировать предложения по доработке и направить их в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.
[2] Таким образом, основаниями для повторной ГЭЭ являются только реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и внесение изменений в такую документацию.
[3] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
[4] утв. Приказом Минпринароды РФ от 28.09.1995 № 392.
[5] Утв. Приказом Минприроды России от 16.05.2000 № 372.