Первый региональный закон, предусматривающий инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 22 марта 2018 г. Законодательным Собранием Республики Карелия принят закон[1], предусматривающий введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль.
Республика Карелия стала первым российским регионом, который воспользовался предоставленным НК РФ правом по установлению инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ) по налогу на прибыль. Адресатами льготы выбраны инвесторы, которые будут вкладывать средства в такую инновационную отрасль, как производство биологически активных добавок к пище или лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях[2].
Напомним, что институт инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ) введен Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль на сумму расходов на приобретение новых и/или на реконструкцию (модернизацию, техническое перевооружение) основных средств, включенных в 3 – 7 амортизационные группы[3]. Однако фактическое применение таких вычетов возможно только при наличии закона субъекта РФ, предусматривающего введение в действие на своей территории ИНВ[4].
Следует помнить, что применение ИНВ имеет ряд особенностей: решение о применении ИНВ налогоплательщик должен отразить в учетной политике; вычет применяется ко всем категориям ОС 37 групп, а не выборочно; изменить решение о применении (отказе от применения) ИНВ налогоплательщик вправе по истечении трех последовательных налоговых периодов, если иной срок не определен решением субъекта РФ (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). |
Законом Республики Карелия вводится инвестиционный налоговый вычет по объектам ОС, относящихся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Республики и осуществляющим следующие виды экономической деятельности:
- производство биологически активных добавок к пище;
- производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.
В Законе установлено, что инвестиционный налоговый вычет составляет 50% суммы расходов текущего периода, указанных в абз. 2 п. 1 и п. 2 ст. 257 НК РФ (за исключением расходов на ликвидацию ОС)[5].
При этом сумма вычета, уменьшающего сумму налога (авансового платежа), подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, не может превышать установленную предельную величину. Она определяется согласно абз. 3 п. 1 ст. 286.1 НК РФ как разница между двумя расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ, определенными без учета ИНВ:
- суммой налога, рассчитанной по общей ставке 17%[6],
- суммой налога, рассчитанной при условии применения ставки налога, определенной решением субъекта РФ, т.е., согласно Закону Республики Карелия, 8,5%[7].
Тем самым, при применении Закона Республики Карелия, предельная величина ИНВ, на которую может быть уменьшен налог, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, фактически соответствует сумме налога, рассчитанной по ставке 8,5%.
Если 50% суммы расходов окажется меньше (равной) рассчитанной предельной величины, то вычет составит указанную сумму расходов.
Если указанная доля расходов превысит предельную величину, то в вычет можно включить расходы в размере предельной величины, а оставшаяся часть может быть перенесена на последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 9 ст. 286.1 НК РФ)[8].
Если организация будет применять ИНВ, то она вправе уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет на сумму, равную 10% от суммы расходов на приобретение и модернизацию ОС (абз. 1 п. 3 ст. 286.1 НК РФ). При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.
Новое регулирование распространено Законом Республики Карелия на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г., то есть ему придана обратная сила.
По имеющейся информации, региональные власти некоторых других субъектов РФ – Московской, Пензенской областей, Ставропольского и Приморского краев также изучают возможность принятия законов о введении инвестиционного налогового вычета. Но пока в доступных базах нет информации о внесенных законопроектах подобного рода. |
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом консультирования по вопросам установления и применения налоговых льгот федерального и регионального уровней и готовы оказать правовую помощь компаниям в связи с введением инвестиционного налогового вычета, включая содействие в оценке целесообразности принятия решения о его использовании в каждом конкретном случае.
[1] Закон Республики Карелия от 04.04.2018 № 2225-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия». Официально опубликован 05.04.2018 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1000201804050001)
[2] На рассмотрении Законодательного Собрания Республики Карелия в настоящий момент находится также проект отраслевого закона, направленного на поддержку данной отрасли (проект Закона «О государственной поддержке биофармацевтической промышленности в Республике Карелия»). Принят в первом чтении 22 марта 2018 г.
[3] Подробнее о Законе см.: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-federal-exemption-for-personal-property-is-liquidated-in-the-tax-code-introduced-the-institute-o/
[4] Регионы вправе устанавливать дополнительные ограничения по размеру вычета, кругу лиц и категориям основных средств.
[5] Как видно, региональным законодателем существенно снижена доля расходов, которые могли бы быть максимально учтены в рамках инвестиционного налогового вычета (п. 2 ст. 286.1 НК РФ позволял установить долю расходов до 90%).
[6] Указанная ставка действует в 2017 - 2020 гг. (абз. 3 п. 1 ст. 284 НК РФ).
[7] Если ставка налога не была специально определена региональным законом для таких случаев, применялась бы ставка 5%, т.е. предельная величина соответствовала бы сумме налога, рассчитанной по ставке 12%.
[8] Поскольку Законом Республики Карелия не установлено ограничение на такой перенос (п. 9 ст. 286.1 НК РФ). Следует иметь в виду, что в НК РФ конкретный порядок переноса вычета на следующие периоды не урегулирован.