Федеральная льгота по движимому имуществу ликвидируется. В НК РФ вводится институт инвестиционного налогового вычета
Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает, что 16 ноября 2017 года Государственной Думой принят закон[1], предусматривающий введение инвестиционного вычета по налогу на прибыль и существенные изменения в применении льготы по движимому имуществу с 2018 года[2].
Отменяется федеральная льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества
Согласно п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество. С 2018 г. полномочия по представлению данной льготы переданы субъектам РФ.
Первоначально в ходе рассмотрения законопроекта предполагалось отложить передачу льготы на региональный уровень на 1 января 2019 г. Однако ко второму чтению позиция законодателя кардинально изменилась, результатом чего стало закрепление в Кодексе следующего регулирования (новые п. 2 ст. 381.1, п. 3.3. ст. 380 НК РФ):
1. С 1 января 2018 предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ льгота в отношении движимого имущества применяется на территории субъекта Российской Федерации только в случае принятия таким субъектом соответствующего закона.
Если такой закон субъектом РФ не будет принят, налоговая ставка, определяемая законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 г., в 2018 году не может превышать 1,1 процента;
2. Субъектам РФ предоставлена возможность путем принятия соответствующих законов установить дополнительные налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от налогообложения) в отношении:
- движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 г., с даты выпуска которого прошло не более 3 лет;
- имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования.
Соответственно, если региональные власти субъекта планируют сохранить на его территории действие существующей льготы в отношении движимого имущества, они должны внести соответствующие изменения в региональное законодательство. В противном случае льгота фактически перестанет действовать.
До настоящего времени на региональном уровне вопрос сохранения (введения) данной льготы во многих субъектах практически не рассматривался, поскольку регионы ожидали сохранения льготы на уровне Федерации[3]. Насколько нам известно, решения о сохранении льготы приняты только в Московской и Липецкой[4] областях, планируют сохранить льготу Ивановская и Нижегородская[5] области.
В некоторых регионах на 2018 год уже установлены пониженные (в сравнении с 1,1%) ставки – Камчатский край (0,6%), Тюменская область (0,55%)[6]. В Ярославской области[7] в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств с 2018 года устанавливается налоговая ставка в размере 1,1%, одновременно с этим от уплаты налога освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2016 года на учет в качестве основных средств, в течение четырех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором указанное имущество принято на учет. В Астраханской области[8] новое регулирование касается налоговых ставок в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств организациями, осуществляющими деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на морских месторождениях углеводородного сырья, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. Для таких случаев ставка на 2018 год установлена в размере 0,5%. |
С сожалением приходится констатировать, что такие незапланированные изменения в налогообложении движимого имущества фактически дезавуируют действие четырехлетнего моратория на повышение налоговой нагрузки, объявленного Президентом РФ в конце 2014 года, и в очередной раз ставят под вопрос стабильность российской налоговой системы в части гарантии неизменности налоговых условий для бизнеса.
Инвестиционный налоговый вычет
Законом предусмотрено введение в НК РФ новой статьи 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет». Предполагается, что эти положения будут применяться по 31 декабря 2027 года включительно.
Новые нормы предусматривают, что при условии принятия соответствующего регионального закона налогоплательщики будут вправе уменьшить налог на прибыль на сумму расходов на приобретение новых и/или на реконструкцию (модернизацию, техническое перевооружение) имеющихся основных средств.
Инвестиционный налоговый вычет возможен в отношении объектов основных средств, включенных в 3 – 7 амортизационные группы, начиная с периода ввода объекта в эксплуатацию или изменения его первоначальной стоимости. Основные средства должны быть расположены на территории субъекта РФ, принявшего соответствующий закон.
Инвестиционный налоговый вычет смогут применять не все. Согласно п. 11 ст. 286.1 НК РФ им не сможет воспользоваться ряд категорий налогоплательщиков, в том числе: участники региональных инвестиционных проектов; резиденты особых экономических зон; участники свободной экономической зоны; иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации. На сумму инвестиционного налогового вычета не подлежит уменьшению сумма налога (авансового платежа), исчисленная в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.
Дополнительно установлен ряд ограничений в применении вычета, в частности:
- налог в региональный бюджет не может быть меньше суммы, исчисленной по ставке 5%[9];
- налогоплательщики, которые воспользовались правом на вычет, не смогут применять по соответствующим объектам амортизационную премию и учитывать амортизацию при налогообложении прибыли;
- при любом выбытии объекта (кроме случая его ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение вычета, до истечения срока полезного использования этого объекта, налогоплательщик должен будет восстановить неуплаченную сумму налога и уплатить ее (с причитающиеся суммой пени) в бюджет. Только при условии восстановления суммы налога, налогоплательщик будет вправе уменьшить доходы от реализации таких объектов основных средств на их первоначальную стоимость.
Региональными законами могут быть установлены дополнительные ограничения по размеру вычета, кругу лиц и категориям основных средств.
Обратите внимание, что на сумму расходов уменьшается именно сумма налога, а не налоговая база, что делает данную льготу более выгодной по сравнению с остальными. В то же время, для принятия решения об ее использовании необходимо будет произвести расчет эффективности с учетом обозначенных выше факторов. |
В связи с введением норм об инвестиционном налоговом вычете, дополнения вносятся и в ряд иных статей НК РФ, в том числе:
- в статью 88, позволяющую налоговым органам требовать при проведении камеральной налоговой проверки представления документов, подтверждающих правомерность применения такого вычета;
- в пункт 2 ст. 105.14 НК РФ в части признания сделки контролируемой в случае, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет[10].
Принятие решения о введении инвестиционного налогового вычета полностью оставлено на усмотрение субъектов РФ. По нашим прогнозам, с учетом текущей экономической ситуации маловероятно, что данный инструмент будет введен повсеместно. Полагаем также, что те регионы, которые примут решение о введении инвестиционного налогового вычета, воспользуются предоставленной возможностью закрепления в региональном законодательстве дополнительных ограничений применения такого вычета.
При проведении субъектом РФ активной инвестиционной политики соответствующий региональный закон, вводящий льготу в отношении движимого имущества и/или инвестиционный налоговый вычет, может быть принят и после 1 декабря 2017 г., с приданием обратной силы новым нормам как улучшающим положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ). |
Помощь консультанта
Обладая обширным опытом защиты прав и законных интересов клиентов в сфере установления и применения налоговых льгот федерального и регионального уровней, специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать правовую помощь компаниям в связи с изменением режима льготы по движимому имуществу и введением инвестиционного налогового вычета.
[1] О законопроекте проекте нами сообщалось ранее https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/changes-in-tax-breaks-incentives-for-the-modernization-of-production/
[3] Например, согласно ответам органов власти Челябинской области и Удмуртской республики на запросы Объединенной Лизинговой Ассоциации по вопросу сохранения льготы по налогу на имущество (http://assocleasing.ru/novosti/451 и http://assocleasing.ru/novosti/453).
[4]Сообщалось ранее https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/regional-tax-benefits-on-personal-property-in-2018/. Речь идет о Законе Московской области от 03.10.2017 N 159/2017-ОЗ, Законе Липецкой области от 14.09.2017 N 106-ОЗ.
[5] Постановление Правительства Нижегородской области от 13.09.2017 N 673 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
[6] Закон Камчатского края от 02.10.2017 N 147, Закон Тюменской области от 24.10.2017 N 74.
[7] Закон Ярославской области от 31.10.2017 N 44-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах".
[8] Закон Астраханской области от 31.10.2017 N 60/2017-ОЗ.
[9] Налог в федеральный бюджет может быть уменьшен до нуля.
[10] Указанные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.