Перенос срока представления бухгалтерской отчетности
Как можно видеть из данного письма, предоставленная трехмесячная отсрочка распространяется не на всех и касается только налогоплательщиков, обязанных представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в соответствии с п. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ. Однако перечень указанных в данной норме налогоплательщиков очень узкий (бюджетные, кредитные, религиозные организации, организации с государственной тайной) и под него не подпадает основная часть коммерческих организаций.
Обязанность всех остальных налогоплательщиков по представлению в налоговые органы экземпляра бухгалтерской отчетности для формирования государственного информационного ресурса (с 2020 года эта функция перешла от Росстата к ФНС России) не подпадает под регулирование НК РФ, так как установлена положениями ФЗ «О бухгалтерском учете». Следовательно, с формальной точки зрения Правительство РФ не наделено на настоящий момент полномочиями по изменению сроков исполнения данной обязанности. С учетом этого, Минфин и ФНС России пришли к согласованной позиции о том, что для подавляющего большинства компаний сроки представления бухгалтерской (финансовой отчётности) переносятся только на 6 мая.
Иными словами, срок исполнения хозяйствующими субъектами одной и той же обязанности по предоставлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности в одних и тех же обстоятельствах, ограниченных принятыми в связи с пандемией мерами, существенно разнится исключительно по причине регулирования данной обязанности различными нормативными актами.
Интересно также, что применительно к вопросу о представлении бухгалтерской отчетности у Минфина и ФНС России нет никаких сомнений в том, что указанная обязанность не возникает до окончания периода нерабочих дней, объявленного Указом Президента России, вне зависимости от того, распространяется ли на данную организацию положение о нерабочих днях или же она обязана продолжать свою деятельность для поддержания жизнеобеспечения граждан и государства.
Остается непонятным, почему тогда применительно к вопросу определения предельных сроков предоставления налоговой отчетности и, видимо, исполнения обязанности по уплате налогов Минфин и ФНС заняли диаметрально противоположный подход (письма Минфина России от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589 ФНС России от 01.04.2020 № СД-4-3/5547@).
Надеемся, здравый смысл, логика и системное толкование положений налогового законодательства позволят в ближайшее время устранить возникшие несоответствия.
Организациям, не попавшим под действие мер поддержки, в части сроков представления годовой бухгалтерской отчётности стоит руководствоваться совместными разъяснениями Минфина и ФНС России, а также оценить риск привлечения к ответственности, если отчётность не будет представлена в установленный срок.
Специальные нормы об ответственности за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчётности в соответствии со ст. 18 ФЗ «О бухгалтерском учёте» законодательством не предусмотрены. Ранее организации привлекались к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Однако штрафы по ней незначительны (для юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.). Минфин это понимает, поэтому предлагает дополнить КоАП новым составом правонарушения (ст. 15.11.1) с большим размером санкций. Изменения планировалось внести с 2021 года, проект до сих пор не одобрен. Поэтому предполагаем, что ответственность за нарушение сроков подачи отчётности в 2020 году будет либо незначительной, либо не последует вовсе.
В случае риска наложения санкций организация может ссылаться на отсутствие вины в совершении правонарушения ввиду чрезвычайных обстоятельств, на необходимость смягчить ответственность или ограничиться предупреждением. Но эффективной аргументация об отсутствии вины будет только в тех случаях, когда ограничительные меры действительно парализовали деятельность компании.