ЦБ разрешил электронную регистрацию выпуска ценных бумаг
Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о новой возможности для эмитентов представить в Центральный Банк документы для регистрации выпуска ценных бумаг в электронном виде и получить электронную отметку об их регистрации.
11 мая 2020 года вступило в силу новое Положение «О стандартах эмиссии ценных бумаг»[1] («Стандарты»), которым в соответствии с Федеральным законом о внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг[2] устанавливается упрощенная процедура эмиссии ценных бумаг. С более подробной информацией по данному вопросу можно ознакомиться в алерте Пепеляев Групп от 12 мая 2020 года.
Одним из ключевых изменений в правилах эмиссии согласно новой редакции Закона «О рынке ценных бумаг»[3] («Закон») и Стандартам является возможность электронной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.
Напомним, что ранее документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг подать исключительно в электронной форме (онлайн) было невозможно.
Электронная регистрация выпуска ценных бумаг
Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг является обязательным условием размещения эмиссионных ценных бумаг[4]. До регистрации выпуска эмитент не вправе отчуждать ценные бумаги путем заключения гражданско-правовых сделок. Процедура регистрации выпуска ценных бумаг регулируется положениями статьи 20 Закона и с 1 января 2020 года (то есть после вступления в силу новой редакции Закона) предусматривает возможность представить в Центральный Банк или регистрирующую организацию документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в электронной форме (в форме электронных документов)[5].
Общие правила и процедуры, содержащиеся в Законе, конкретизируются в Стандартах, вступивших в силу 11 мая 2020 года. Таким образом, с 11 мая 2020 года эмитенты получили возможность представлять в Центральный Банк документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в электронной форме.
Основные правила процедуры электронной регистрации выпуска ценных бумаг
Порядок представления документов
Документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг[6] представляются в Центральный Банк или регистрирующую организацию в электронной форме посредством использования информационных ресурсов, размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Центрального Банка или регистрирующей организации соответственно[7].
Напомним, что регистрирующей организацией может являться регистратор, биржа или центральный депозитарий[8]. При этом регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может осуществляться регистрирующей организацией при условии заключения эмитентом договора с такой регистрирующей организацией.
Представление документов в электронной форме в Центральный Банк осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия Центрального Банка с некредитными финансовыми организациями[9], предполагающим в том числе использование эмитентом личного кабинета участника информационного обмена[10].
Таким образом, в Центральный Банк документы для регистрации выпуска могут быть представлены через личный кабинет компании-эмитента на официальном сайте Центрального Банка по адресу, а в регистрирующую организацию – через личный кабинет на официальном интернет-сайте Вашей регистрирующей организации.
| Обращаем Ваше внимание на то, что если ранее Ваша компания не использовала личный кабинет, то предварительно его будет необходимо активировать.
Для активации личного кабинета организации на сайте Центрального Банка необходимо указать:
Если у Вашей организации еще нет личного кабинета, то подать заявку на создание личного кабинета можно на официальном сайте Центрального Банка самостоятельно по ссылке, заполнив следующую информацию:
|
Требования к представляемым электронным документам
Документы, направляемые в Центральный Банк в электронной форме, должны быть представлены в виде файлов, имеющих форматы, обеспечивающие возможность их сохранения на технических средствах и допускающие после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами для просмотра (то есть в форматах *.doc, *.docx, *.pdf)[11].
Обращаем Ваше внимание на то, что в отношении некоторых документов могут быть предусмотрены дополнительные требования к их формату, например, предоставление дополнительно в XML-формате[12] или в форме отдельных электронных документов[13].
В соответствии с Порядком взаимодействия Центрального Банка с участниками информационного обмена при использовании информационных ресурсов Центрального Банка, в том числе личного кабинета[14], документы, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица.
Подтверждение регистрации выпуска ценных бумаг
Подтверждение регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется:
- регистрирующей организацией – в соответствии со способом, который установлен внутренними документами такой регистрирующей организации, размещенными в общем доступе на ее официальном сайте в сети «Интернет»[15];
- Центральным Банком – в соответствии с правилами, установленными Стандартами[16].
Обращаем Ваше внимание на то, что некоторые регистрирующие организации уже приняли новые правила регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, начинающие действовать одновременно с новыми Стандартами – с 11 мая 2020 года[17].
Подтверждением принятия Центральным Банком решения по результатам рассмотрения представленных эмитентом в соответствии с требованиями Стандартов документов в электронной форме является[18]:
- подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью Центрального Банка пакет электронных документов в виде zip-архива, содержащий уведомление Центрального Банка о принятом решении (включающее сведения о регистрационном номере выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае присвоения регистрационного номера) и дате принятия решения о государственной регистрации), а также прочие документы в зависимости от особенностей эмиссии в соответствии с абзацем 2 пункта 22.10 Стандартов;
- размещенная Центральным Банком на его официальном сайте в сети «Интернет» информация о принятом решении.
Центральный Банк направляет эмитенту документы, подтверждающие принятие им решения, путем размещения их в личном кабинете эмитента на официальном сайте Центрального Банка[19].
Электронная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг
По общему правилу не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить для государственной регистрации в Центральный Банк отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (а в некоторых случаях – уведомление об итогах выпуска)[20]. Такой отчет и документы для его государственной регистрации или уведомление об итогах выпуска также возможно представить в Центральный Банк в электронной форме с помощью личного кабинета на официальном сайте Центрального Банка в сети «Интернет»[21].
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
[1] Положение Банка России от 19 декабря 2019 года № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 21 апреля 2020 года № 58158)»
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг», вступил в силу 01 января 2020 года (за исключением отдельных положений)
[3] Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»
[4] Часть 5 статьи 24 Закона
[5] Абзац 2 части 2 статьи 20 Закона
[6] Перечень документов, которые должны быть представлены в Центральный Банк или регистрирующую организацию для регистрации выпуска ценных бумаг, закреплен в пункте 5.5 Стандартов
[7] Абзац 2 части 2 статьи 20 Закона
[8] Часть 1 статьи 20 Закона; пункт 1.6 Стандартов
[9] Абзац 3 пункта 22.1 Стандартов
[10] Часть 3 статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
[11] Пункт 22.2 Стандартов
[12] Например, документы, составляемые в соответствии с приложениями 1 – 7, 20 – 21, 26, 30 и 35 к Стандартам
[13] Например, документы, составляемые в соответствии с приложениями 1 – 7, 9 – 28, 30, 32 – 36 к Стандартам
[14] Часть 8 статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; пункт 1.1 Указания Банка России от 19 декабря 2019 года № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (Зарегистрировано в Минюсте России 04 марта 2020 года № 57659)
[15] Пункт 1.8 Стандартов
[16] Статья 25.1 Закона
[17] Например, такой компанией является АО «Новый регистратор», с утвержденными ею правилами регистрации выпусков ценных бумаг можно ознакомиться по ссылке
[18] Пункт 22.10 Стандартов
[19] Пункт 22.8 Стандартов; пункт 4.1 Указаний
[20] Пункты 1 – 2 статьи 25 Закона
[21] Пункт 7 статьи 25 Закона