Деятельность ряда иностранных участников рынка международных платежей будет ограничена в РФ
Юридическая компания "Пепеляев Групп" сообщает о вступлении в силу законодательного запрета на совершение российскими кредитными организациями операций по приему денежных средств от иностранных операторов платежей, а также на осуществление международных платежных транзакций с участием иностранных платежных систем, которые не выполнили требования российского законодательства.
28 апреля 2020 года по истечении длительного переходного периода[1] вступили в силу запреты для российских кредитных организаций, предусмотренные частью 8 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»[2] и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3] («Закон»). В силу указанных запретов российские кредитные организации должны приостановить прием денежных средств и осуществление платежных операций в рамках отношений с иностранными платежными системами и поставщиками платежных услуг, действующими на территории РФ, чья деятельность по состоянию на указанную дату не была приведена в соответствие с ранее установленными требованиями.
Прекращение приема электронных средств платежа от иностранных поставщиков платежных услуг
Согласно положениям Закона[4] к 28 апреля 2020 года российские кредитные организации обязаны прекратить деятельность по приему электронных средств платежа иностранных организаций, осуществляющих международные переводы денежных средств (от т. н. иностранных поставщиков платежных услуг («ИППУ»)[5]), в случае несоответствия таких лиц требованиям статьи 91 Федерального закона «О национальной платежной системе». Для соблюдения таких требований ИППУ был предоставлен срок продолжительностью 270 дней.
Напомним, что с 01 июля 2020 года российские кредитные организации обязаны направлять сведения об ИППУ в Банк России для включения в перечень иностранных поставщиков платежных услуг. |
Требования, в соответствии с которыми ИППУ должны были до 28 апреля 2020 года привести свою деятельность в РФ, включают, в частности:
- требование о наличии у ИППУ договора с оператором по переводу денежных средств[6], регулирующего условия приема на территории РФ электронных средств платежа ИППУ; такой договор теперь в обязательном порядке должен содержать условия, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе», в частности, условия:
(а) о порядке взаимодействия сторон в случаях осуществления спорных операций с использованием электронных средств платежа иностранных клиентов;
(б) о сроке, в течение которого оператор по переводу денежных средств должен получить денежные средства от ИППУ при совершении переводов иностранным клиентам (такой срок не может составлять более трех дней со дня осуществления операции);
(в) о способах обеспечения обязательств ИППУ перед оператором по переводу денежных средств (применительно к приему электронных средств платежа от иностранных клиентов);
(г) об обязанности ИППУ проводить идентификацию российских граждан и предоставлять сведения об их операциях за пределами РФ;
(д) об обязанности ИППУ предоставлять оператору по переводу денежных средств сведения об иностранных клиентах[7];
- требование об обязанности ИППУ осуществлять идентификацию иностранных клиентов;
- о необходимости соблюдения ИППУ требований Банка России к защите информации[8], и ряд других требований, предусмотренных статьей 91 Федерального закона «О национальной платежной системе».
Если ИППУ по состоянию на 28 апреля 2020 года не соответствуют всем установленным статьей 91 Федерального закона «О национальной платежной системе» требованиям, они не смогут осуществлять переводы электронных средств платежа через российские кредитные организации по причине вступившего в силу запрета.
Прекращение операций по совершению трансграничных переводов граждан в рамках иностранных платежных систем
28 апреля 2020 года также истекает переходный период[9], в течение которого операторы иностранных платежных систем («ИПС»), осуществляющие операции на территории РФ, были обязаны выполнить ряд требований. А именно для целей продолжения деятельности операторов ИПС в РФ в части осуществления переводов физических лиц они должны были обеспечить включение информации о них в специальный реестр операторов ИПС Банка России[10].
Напомним, что обязанность оператора ИПС по направлению в Банк России заявления в целях включения о нем сведений в реестр Банка России, предусмотрена пунктом 1 статьи 19.2 Федерального закона «О национальной платежной системе». Такое заявление операторы ИПС должны были подать через свои обособленные подразделения (то есть филиал или представительство) на территории РФ.
Информация об операторах ИПС, подлежащая включению в реестр Банка России, является общедоступной и содержит, в частности, сведения о дате включения оператора ИПС в реестр, о полном и сокращенном фирменном наименовании оператора ИПС, стране и адресе регистрации оператора ИПС, адресе его официального сайта в сети «Интернет», адресе электронной почты оператора ИПС, о реквизитах обособленного подразделения оператора ИПС в РФ и другие сведения.
С 28 апреля 2020 года кредитные организации РФ обязаны прекратить осуществление трансграничных переводов денежных средств физических лиц в рамках ИПС, информация об операторах которых не включена Банком России в реестр операторов ИПС.
По состоянию на указанную дату в реестр Банка России была включена информация только об одном операторе ИПС – зарегистрированной в США корпорации «МаниГрам Пэймент Системс, Инк.», являющейся оператором иностранной платежной системы MoneyGram.
Обращаем Ваше внимание, что Федеральным законом «О национальной платежной системе» предусмотрены случаи, в которых Банк России вправе впоследствии исключить информацию об операторах ИПС из указанного реестра. В этом случае со дня исключения Банком России оператора ИПС из указанного реестра российским операторам по переводу денежных средств запрещается в рамках такой ИПС принимать к исполнению распоряжения физических лиц об осуществлении трансграничных переводов денежных средств, а трансграничные переводы, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в соответствии с правилами ИПС. |
Как указанные запреты повлияют на действующие в РФ крупнейшие ИПС
Согласно Федеральному закону «О национальной платежной системе»[11] требования по включению сведений об операторах ИПС в реестр Банка России не распространяется на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, являющиеся зарегистрированными Банком России операторами платежных систем, а также на международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки.
Таким образом, вступившие в силу с 28 апреля 2020 года запреты не повлияют на деятельность наиболее крупных ИПС (таких как Visa, Mastercard, Western Union, American Express, Union Pay и др.), поскольку они имеют зарегистрированные на территории РФ дочерние компании, которые уже включены в другой реестр Банка России – реестр операторов платежных систем[12].
О чем подумать, что сделать
Кредитным организациям РФ, взаимодействующим с ИППУ или ИПС, рекомендуется удостовериться в соблюдении указанными иностранными участниками финансово-кредитной системы всех необходимых требований российского законодательства, а также отслеживать соблюдение таких требований впоследствии, чтобы избежать исключения иностранных контрагентов из реестра Банка России и связанных с этим ограничений деятельности на прием платежей и проведение транзакций.
Помощь консультанта
Специалисты Пепеляев Групп обладают широким опытом консультирования по вопросам применения банковского и финансового законодательства, а также в сфере финансовых информационных технологий (FinTech). Мы готовы оказать правовую поддержку по любым вопросам в указанных сферах, в том числе по вопросам соблюдения кредитными организациями требований Федерального закона «О национальной платежной системе».
[1] Напомним, что большая часть положений Закона, устанавливающего соответствующие запреты, вступила в силу 02 августа 2019 года (в дату официального опубликования Закона), однако в отношении ряда его положений были предусмотрены переходные периоды разной продолжительности. 28 апреля 2020 года истек наиболее продолжительный переходный период сроком 270 дней
[2] Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
[3] Федеральный закон от 02 августа 2019 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
[4] Пункт 1 часть 8 статья 3 Закона
[5] В соответствии с определением, предусмотренным Федеральным законом «О национальной платежной системе» иностранным поставщиком платежных услуг является иностранная организация, которая в соответствии с законодательством иностранного государства (по месту регистрации) имеет право на основании лицензии (или иного разрешения) оказывать услуги по переводу денежных средств по банковским счетам / без открытия банковских счетов /, осуществлять операции с использованием электронных средств платежа
[6] Организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять денежные переводы
[7] Федеральным законом «О национальной платежной системе» установлены также и другие условия, которые в обязательном порядке должны быть включены в договор между ИППУ и оператором по переводу денежных средств
[8] Требования установлены Положением Банка России от 09 июня 2012 года № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств»
[9] Длительность переходного периода составила 270 дней с даты принятия Закона
[10] Реестр операторов иностранных платежных систем (http://www.cbr.ru/registries/nps/).
[11] Часть 19 статьи 19.2 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
[12] Реестр операторов платежных систем (https://www.cbr.ru/registries/nps/rops/).