Дополнения к акту проверки, ускорение возмещения НДС и другие новшества налогового администрирования
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о новшествах налогового администрирования, большинство из которых вступает в силу уже в первый рабочий день сентября 2018 года[1].
Некоторые из принятых новшеств улучшают положение проверяемых лиц и иных участников проверочных мероприятий.
1) По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться дополнение к акту проверки, содержащее выводы и предложения проверяющих
Уточняется порядок оформления итогов дополнительных мероприятий налогового контроля: проверяющие должны будут составить дополнение к акту проверки, изложив, среди прочего, свои выводы и предложения с учётом новых доказательств. Изменения применяются к дополнительным мероприятиям, когда проверка окончена 3 сентября 2018 г. или позднее. Если проверка окончена раньше, то проверяющие не обязаны применять новые правила. Форма дополнения к акту не утверждена, вероятно, что она будет включена в приказ ФНС России, содержащий форму акта.
Ранее проверяющие чаще всего ограничивались вручением проверенному лицу списка новых доказательств и описанием их содержания. Такой подход фактически лишал проверенное лицо возможности понять позицию проверяющих, касающуюся оценки этих доказательств, и возражать на неё, что снижало эффективность подготовки к рассмотрению материалов и вынесению решения по итогам проверки. |
2) Протокол допроса свидетеля должен быть вручен допрошенному
Проведя допрос свидетеля, проверяющие должны будут вручить допрошенному копию протокола после его составления. Само проверяемое лицо будет получать копию протокола по-прежнему вместе с остальными материалами проверки, т.е. с актом проверки или дополнениями к нему, а не после проведения допроса. Изменения применяются к допросам, проводимым, начиная с 3 сентября 2018 г.
Ранее проверяющие иногда отказывались вручать свидетелю копию протокола. Практика, в рамках которой допрошенный позволяет проверяемому лицу ознакомиться с протоколом, не противоречит законодательству, если в протоколе нет данных, которые свидетель не может раскрыть проверяемому лицу в силу, например, обязательств перед третьими лицами. В рамках процедур налогового контроля нет запрета, схожего с тайной предварительного расследования по уголовным делам. Однако если свидетель или проверяющие отказываются показать проверяемому лицу протокол добровольно до вручения материалов проверки, то у проверяемого лица нет правовых средств ускорить получение протокола. |
3) В простых ситуациях камеральная проверка пройдёт быстрее
Срок камеральной проверки сокращён с трёх до двух месяцев, но при выявлении признаков нарушений срок проверки по НДС может быть продлён до тех же трёх месяцев, что и раньше, руководителем налогового органа или его заместителем. Изменения применимы к проверкам деклараций, подаваемых с 3 сентября 2018 г.
Скорее всего, при продлении срока налоговые органы не будут конкретизировать, какие именно признаки нарушений выявлены, и будут ограничиваться воспроизведением формулировки закона: «продлить проведение проверки в связи с установлением признаков возможных нарушений». Обжалование таких решений будет, вероятно, лишено смысла. Практический смысл сокращения срока проверки – вероятное сокращение срока возмещения НДС в ситуациях, когда нет никаких признаков нарушений. |
4) Получить возмещение НДС станет проще
Уточнены списки документов, подтверждающих применение ставки НДС 0%.
Для применения заявительного порядка возмещения НДС:
- порог суммы уплачиваемых налогов снижен с 7 млрд. руб. до 2 млрд. руб.;
- при предоставлении заявителем обеспечения размер допустимых обязательств поручителя увеличен с 20 % до половины чистых активов.
Большинство изменений применяется, начиная с составления и проверки деклараций за IV квартал 2018 г., но электронные документы о железнодорожных перевозках можно будет представлять только с 1 апреля 2019 г.
5) Контролируемых сделок станет меньше
В рамках налоговых ограничений трансфертного ценообразования контролируемыми сделками между российскими сторонами будут считаться только операции, в которых какая-либо из сторон пользуется льготными условиями налогообложения доходов или применяет адвалорные ставки налога на добычу полезных ископаемых, а сумма всех операций сторон больше 1 млрд. руб. за год. Для операций с участием иностранных лиц (из любых юрисдикций) суммовой порог составит 60 млн. руб. Изменения применяются с 2019 г.
Изменения позволят ряду налогоплательщиков снизить затраты на подготовку документации, обосновывающей уровень цен. Однако явное и многократное отклонение цен от рыночных, если оно не объяснено разумными экономическими причинами, позволяет доначислять налоги, даже если суммовые пороги не превышены (п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.). |
О чём подумать, что сделать
Некоторые улучшения процедур налогового администрирования могут отчасти уменьшить негативный эффект увеличения НДС и совокупного налогового бремени для большинства российских налогоплательщиков. В частности, налогоплательщики, получающие возможность применять заявительный порядок возмещения НДС, могут уже начинать готовиться к настройке процедуры.
Помощь консультанта
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в практическом применении процедур налогового администрирования, в частности, при сопровождении проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля.
[1] Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».