Усиление антимонопольного контроля за ценами в условиях COVID-19
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах в связи с повышением цен на отдельные категории товаров.
В силу распространения коронавирусной инфекции наблюдается повышение цен на отдельные категории товаров, в том числе на продукты питания, медицинские маски, а также средства дезинфекции.
В целях ограничения необоснованного завышения цен на социально-значимые товары органы государственной власти принимают дополнительные меры, касающиеся в первую очередь мониторинга цен.
26 марта 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 26.03.2020 № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ и статью 38 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“», позволяющий Правительству устанавливать на срок не более чем 90 дней предельно допустимые розничные цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые не включены в перечень жизненно необходимых, но фактически могут стать таковыми.
Указанные меры могут быть реализованы в условиях чрезвычайной ситуации, угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (такого, как COVID-19 в настоящий момент), или в случае, если в течение тридцати дней рост цен на лекарственные препараты медицинские изделия в субъектах РФ составит тридцать и более процентов.
После многочисленных жалоб на необоснованный рост цен ФАС России были предприняты оперативные меры по ежедневному мониторингу цен путем их фиксации в магазинах сетевой торговли, а также меры по проверке наличия товаров в продаже на продовольственных рынках и рынках лекарственных средств.
Во-первых, был создан оперативный штаб по контролю ситуации на продовольственных рынках, рынках лекарств и медицинских товаров, в том числе на медицинские маски и аппаратуру, которая используется для лечения заражённых коронавирусной инфекцией[1]. В целях выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства были проведены ряд внеплановых проверок производителей на территории Москвы, Московской области, Новосибирска, Челябинска и Санкт-Петербурга. На основании собранных данных были возбуждены несколько антимонопольных дел о картельных сговорах[2].
Во – вторых, был усилен контроль за ценами на социально-значимые продовольственные товары первой необходимости, перечень которых закреплен в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2010 N 530. Особое внимание будет уделено хлебобулочным изделиям, крупам, мясу, яйцам, маслу, а также ряду овощей и фруктов. Активно используется «Горячая линия» ФАС России по вопросам повышения цен на продовольствие.
Экспертное мнение
Предпринимаемые антимонопольным ведомством шаги необходимы для обеспечения своевременного антимонопольного реагирования в случае необоснованного роста цен и наличия данных об умышленном создании дефицита на товары с повышенным спросом. В связи с принятыми государственными органами мерами компаниям следует более тщательно следить за своей ценовой политикой в целях соблюдения Закона о защите конкуренции при осуществлении своей деятельности.
О чем подумать, что сделать
- Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
- Провести анализ потенциальных рисков, которые могут сопутствовать осуществлению коммерческой (торгово-сбытовой) политики компании
- Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся установления цен или объема закупок, на предмет их экономической обоснованности и соответствия антимонопольному законодательству
- Обратить повышенное внимание на различные формы взаимодействия с контрагентами, которые могут быть связаны с риском нарушения антимонопольного законодательства
- Проанализировать риски обмена с контрагентами коммерческой информацией, который может быть истолкован как признак нарушения антимонопольного законодательства
- Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при предварительной юридической оценке антимонопольных рисков деятельности для российских и иностранных компаний. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:
- при проведении внутреннего антимонопольного аудита, а также в рамках оценки и анализа существующих и потенциальных антимонопольных рисков коммерческой деятельности компании
- при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства
- при согласовании с ФАС России соглашений о совместной деятельности (в том числе направленные на удовлетворение повышенного спроса или связанные с устранением каких-либо последствий COVID-19) на предмет допустимости с точки зрения антимонопольного законодательства
- при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам о картельных сговорах и злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного завышения цен, сокращения или прекращения производства товаров и других нарушений.
- при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.