Загрузка...
26.12.2024
6 мин. на чтение

Совфед одобрил поправки в Закон о рекламе

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 20 декабря 2024 г. Совфед одобрил Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/600974-8. о маркировке рекламы кредитов и обязательных отчислениях за распространение рекламы в сети «Интернет». Кроме того, Закон уточняет порядок распространения социальной рекламы.


Изначально целью законопроекта являлось сокращение числа импульсивно взятых кредитов в отсутствие у заемщика реальной финансовой возможности вернуть заем. Тем не менее, с момента внесения законопроекта в Госдуму, он претерпел изменения, и значительное количество поправок было предложено ко второму чтению.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Изменение условий рекламирования услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа)

Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены ст. 28 Закона о рекламеФедеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., в том числе, положение о том, что в рекламе кредита (займа) необходимо размещать диапазон значений полной стоимости кредита (займа), если указывается ставка по кредиту, а также непосредственно в рекламе должны содержаться все условия, определяющие стоимость кредита (займа) для заёмщика.

На практике кредитные организации размещают все необходимые условия в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, который не позволяет потребителю воспринять такую информацию, что вводит его в заблуждение. Таким образом, растет общая закредитованность населения.

С учетом изложенного, предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частями 2 и 3Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., согласно которым реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа), имеющая хотя бы одно условие, влияющее на его полную стоимость, должна соответствовать следующим требованиям:

  Предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора

Отображение в рекламе всех условий кредита, влияющих на его стоимость

(В случае невозможности дать указание на раздел официального сайта кредитора) 
Предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски»
Радиопрограмма                                Продолжительность ≥ 3 секунд  Продолжительность ≥ 3 секунд  Продолжительность ≥ 3 секунд
Телепрограмма, кино- и видеообслуживание  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра  Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра
 Иные способы рекламирования      Занятие ≥ 5% площади кадра  Занятие ≥ 5% площади кадра  Занятие ≥ 5% площади кадра

Также уточняется, что в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит информацию о процентных ставках, то такая реклама также должна быть промаркирована
Содержать предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора/ все условия кредита, влияющих на его стоимость. и включать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), с использованием слов «полная стоимость кредита (займа)».Указанная информация должна предоставляться до информации о процентных ставках и наноситься шрифтом размером не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

Комментарий

Полагаем, что указанные нововведения будут способствовать тому, что потенциальные заемщики станут более вдумчиво подходить к вопросу кредитования и рационально оценить свои финансовые возможности перед тем, как взять кредит (заем). 

2. Введение обязательных отчислений за распространение рекламы в сети «Интернет»

Закон о рекламе дополняется новой статьей 182, согласно которой рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны осуществлять обязательные отчисления в федеральный бюджет от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в сети «Интернет».

Размер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала от реализации услуг по распространению в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФОтсчет кварталов ведется с начала календарного года.. Критерии рекламы, которая направлена на российских потребителей, утвердит Правительство РФ.

Кроме того, обязанность по осуществлению отчислений коснется:

  • российских рекламодателей, которые размещают рекламу через иностранные компании (суммы будут удерживаться из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор);
  • лиц, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителяРазмер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала такими лицами от осуществления действий в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя..

Исчислять обязательные отчисления будет Роскомнадзор на основе информации о такой рекламе, передаваемой в соответствии со ст. 18.1 Закона о рекламе, включая данные о стоимости услуг. Также Роскомнадзор будет контролировать полноту и своевременность уплаты отчислений. Процедуру определит Правительство РФ.

Законом также предусматривается, что на некоторых участников рекламного рынка обязанность по уплате сбора не будет распространяться: вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационные агентства, некоторые СМИ с госучастием или получавшие бюджетные субсидии, а также ресурсы крупных печатных изданий.

Данные нововведения вступят в силу с 1 апреля 2025 г.

Комментарий

Полагаем, что введение обязательных отчислений обусловлено необходимостью получения дополнительных средств на реализацию нацпроектов (такой вывод можно сделать на основании анализа пояснительной записки к Закону о бюджете на 2025–2027 годы).

Тем не менее, велика вероятность того, что для малого и среднего бизнеса данные нововведения могут обернуться значительными финансовыми затратами и повышенной административной нагрузкой.

Отчисления представляют собой по сути оборотный налог, который формально взимается вне рамок Налогового кодекса РФ. До 2005 года в нашей стране уже существовал налог на рекламу, но новые отчисления взимаются в условиях сильно изменившегося рынка и на основе недавно введённой процедуры маркировки. Вероятно, стоимость рекламных услуг вырастет соразмерно ставке отчислений. Тем не менее возникает неясность, за счёт какой стороны договора будут взиматься отчисления, если договор уже заключён: вероятно, плательщики отчислений будут искать основания и в этой ситуации переложить новый налог на контрагентов. 


3. Уточнение порядка размещения социальной рекламы

В ст. 10 Закона о рекламе, регламентирующую порядок распространения социальной рекламы, вносятся изменения, согласно которым заключение возмездных и безвозмездных договоров на размещение социальной рекламы будет обязательным не только для рекламораспространителейДля рекламораспространителей данное требование также сохраняется в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы в сети «Интернет»..

Данное требование также будет распространяться на владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) в пределах:

  • 5 % от годового объема рекламы или
  • 5 %, соответствующих суммарному количеству пользователей в сети «Интернет», находящихся на территории РФ и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений (агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года.

При этом обязательным данное требование будет лишь для тех сайтов, аудитория которых составляет более 200 000 пользователей в сутки.

Кроме того, согласно нововведениям, по аналогии с обычной рекламой, размещение социальной рекламы в сети «Интернет» будет возможно исключительно при наличии специального идентификатора, а информация о такой рекламе будет передаваться в Роскомнадзор.

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

О чем подумать, что сделать

Участникам рекламного рынка, размещающим в сети «Интернет» рекламу, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке размещения социальной рекламы, о необходимости маркировки рекламы кредитов (займов) и осуществления обязательных отчислений за размещение рекламы в сети «Интернет».

С учетом предстоящих изменений, данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере законодательства о рекламе.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в рекламном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.



Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

30.10.2024

Субсидиарная ответственность: Must see. Новости банкротства. Юлия Литовцева.

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о новых событиях в сфере ответственно...

Смотреть

24.12.2024

Госдумой приняты поправки в Закон о защите конкуренции

Информируем, что 17 декабря 2024 г. Госдумой в третьем чтении принят Закон, предусматривающий дополнительный механизм...

23.12.2024

Конкуренция и право. Обзор за 16–22 декабря 2024 г.

Госдума приняла законы об ответственности за нарушение закупочного законодательства и корректировке правил продления...

19.12.2024

Ключевые решения ВС РФ по экономическим спорам и их влияние на судебную практику

Весь год мы следили за принимаемыми СКЭС ВС РФ решениями. Подводя итоги, «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов выделить самые интересные...

19.12.2024

Ужесточена уголовная ответственность за деяния, связанные с заключением соглашения, ограничивающего конкуренцию

Информируем, что 13 декабря 2024 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 467-ФЗ, направленный на совершенствование...