Совфед одобрил поправки в Закон о рекламе
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 20 декабря 2024 г. Совфед одобрил Законhttps://sozd.duma.gov.ru/bill/600974-8. о маркировке рекламы кредитов и обязательных отчислениях за распространение рекламы в сети «Интернет». Кроме того, Закон уточняет порядок распространения социальной рекламы.
Изначально целью законопроекта являлось сокращение числа импульсивно взятых кредитов в отсутствие у заемщика реальной финансовой возможности вернуть заем. Тем не менее, с момента внесения законопроекта в Госдуму, он претерпел изменения, и значительное количество поправок было предложено ко второму чтению.
Рассмотрим основные нововведения.
1. Изменение условий рекламирования услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа)
Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены ст. 28 Закона о рекламеФедеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., в том числе, положение о том, что в рекламе кредита (займа) необходимо размещать диапазон значений полной стоимости кредита (займа), если указывается ставка по кредиту, а также непосредственно в рекламе должны содержаться все условия, определяющие стоимость кредита (займа) для заёмщика.На практике кредитные организации размещают все необходимые условия в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, который не позволяет потребителю воспринять такую информацию, что вводит его в заблуждение. Таким образом, растет общая закредитованность населения.
С учетом изложенного, предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частями 2 и 3Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»., согласно которым реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа), имеющая хотя бы одно условие, влияющее на его полную стоимость, должна соответствовать следующим требованиям:
Предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора |
Отображение в рекламе всех условий кредита, влияющих на его стоимость (В случае невозможности дать указание на раздел официального сайта кредитора) |
Предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски» | |
Радиопрограмма | Продолжительность ≥ 3 секунд | Продолжительность ≥ 3 секунд | Продолжительность ≥ 3 секунд |
Телепрограмма, кино- и видеообслуживание | Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра | Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра | Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра |
Иные способы рекламирования | Занятие ≥ 5% площади кадра | Занятие ≥ 5% площади кадра | Занятие ≥ 5% площади кадра |
Также уточняется, что в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит информацию о процентных ставках, то такая реклама также должна быть промаркирована
Содержать предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора/ все условия кредита, влияющих на его стоимость. и включать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), с использованием слов «полная стоимость кредита (займа)».Указанная информация должна предоставляться до информации о процентных ставках и наноситься шрифтом размером не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.
Комментарий
Полагаем, что указанные нововведения будут способствовать тому, что потенциальные заемщики станут более вдумчиво подходить к вопросу кредитования и рационально оценить свои финансовые возможности перед тем, как взять кредит (заем).
2. Введение обязательных отчислений за распространение рекламы в сети «Интернет»
Закон о рекламе дополняется новой статьей 182, согласно которой рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны осуществлять обязательные отчисления в федеральный бюджет от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в сети «Интернет».
Размер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала от реализации услуг по распространению в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФОтсчет кварталов ведется с начала календарного года.. Критерии рекламы, которая направлена на российских потребителей, утвердит Правительство РФ.
Кроме того, обязанность по осуществлению отчислений коснется:
- российских рекламодателей, которые размещают рекламу через иностранные компании (суммы будут удерживаться из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор);
- лиц, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителяРазмер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала такими лицами от осуществления действий в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или от оказания услуг по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя..
Исчислять обязательные отчисления будет Роскомнадзор на основе информации о такой рекламе, передаваемой в соответствии со ст. 18.1 Закона о рекламе, включая данные о стоимости услуг. Также Роскомнадзор будет контролировать полноту и своевременность уплаты отчислений. Процедуру определит Правительство РФ.
Законом также предусматривается, что на некоторых участников рекламного рынка обязанность по уплате сбора не будет распространяться: вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационные агентства, некоторые СМИ с госучастием или получавшие бюджетные субсидии, а также ресурсы крупных печатных изданий.
Данные нововведения вступят в силу с 1 апреля 2025 г.
Комментарий
Полагаем, что введение обязательных отчислений обусловлено необходимостью получения дополнительных средств на реализацию нацпроектов (такой вывод можно сделать на основании анализа пояснительной записки к Закону о бюджете на 2025–2027 годы).
Тем не менее, велика вероятность того, что для малого и среднего бизнеса данные нововведения могут обернуться значительными финансовыми затратами и повышенной административной нагрузкой.
Отчисления представляют собой по сути оборотный налог, который формально взимается вне рамок Налогового кодекса РФ. До 2005 года в нашей стране уже существовал налог на рекламу, но новые отчисления взимаются в условиях сильно изменившегося рынка и на основе недавно введённой процедуры маркировки. Вероятно, стоимость рекламных услуг вырастет соразмерно ставке отчислений. Тем не менее возникает неясность, за счёт какой стороны договора будут взиматься отчисления, если договор уже заключён: вероятно, плательщики отчислений будут искать основания и в этой ситуации переложить новый налог на контрагентов.
3. Уточнение порядка размещения социальной рекламы
В ст. 10 Закона о рекламе, регламентирующую порядок распространения социальной рекламы, вносятся изменения, согласно которым заключение возмездных и безвозмездных договоров на размещение социальной рекламы будет обязательным не только для рекламораспространителейДля рекламораспространителей данное требование также сохраняется в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы в сети «Интернет»..
Данное требование также будет распространяться на владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) в пределах:
- 5 % от годового объема рекламы или
- 5 %, соответствующих суммарному количеству пользователей в сети «Интернет», находящихся на территории РФ и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений (агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года.
При этом обязательным данное требование будет лишь для тех сайтов, аудитория которых составляет более 200 000 пользователей в сутки.
Кроме того, согласно нововведениям, по аналогии с обычной рекламой, размещение социальной рекламы в сети «Интернет» будет возможно исключительно при наличии специального идентификатора, а информация о такой рекламе будет передаваться в Роскомнадзор.
Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.
О чем подумать, что сделать
Участникам рекламного рынка, размещающим в сети «Интернет» рекламу, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке размещения социальной рекламы, о необходимости маркировки рекламы кредитов (займов) и осуществления обязательных отчислений за размещение рекламы в сети «Интернет».
С учетом предстоящих изменений, данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере законодательства о рекламе.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в рекламном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.