С 27 февраля 2022 года вступили в силу новые предельные значения выручки компаний в целях антимонопольного контроля
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о вступлении в силу внесенных в антимонопольное законодательство изменений, направленных на совершенствование контроля за экономической концентрацией, злоупотреблением доминирующим положением и заключением антиконкурентных соглашений: существенно возросли предельные значения выручки компаний в целях антимонопольного контроля, в том числе при совершении M&A сделок. Кроме того, изменения коснулись сферы деятельности сетевых ретейлеров и их поставщиков.
16 февраля 2022 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 16.02.2022 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон)[1], принятый во исполнение подп. «в» п. 1 поручения Президента РФ от 26.06.2021 № Пр-1096.
Закон вступил в силу с 27 февраля 2022 г.
Рассмотрим предусмотренные Законом нововведения.
1. Увеличена минимальная стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, в отношении которых совершается сделка, подлежащая предварительному согласованию с антимонопольным органом.
Напомним: согласно ранее действовавшему регулированию предварительному согласованию с антимонопольным органом подлежали предусмотренные ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) сделки с акциями/долями, имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции/доли, права и/или имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации (далее – Таргет), и его группы лиц превышает 7 млрд рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу Таргета и его группы лиц превышает 400 млн руб.
С 27 февраля 2022 г. пороговое значение суммарной стоимости активов по последнему балансу Таргета и его группы лиц возросло в два раза: с 400 до 800 млн руб.
Цель нововведений — освободить малый и средний бизнес от избыточного антимонопольного контроля.
2. Увеличены пороговые значения антимонопольных «иммунитетов» для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ранее Законом о защите конкуренции было предусмотрено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – ИП или юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн руб. (за некоторыми исключениями). Данное ограничение было введено более пяти лет назад с учетом состояния рынка, актуального для того времени.
Принятым Законом предусматривается, что не может быть установлено доминирующее положение:
-
юридического лица, учредитель которого – одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 800 млн руб.;
-
индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, если выручка от реализации товаров такого ИП за последний календарный год не превышает 800 млн руб.;
-
индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом / хозяйствующими субъектами (в установленных Законом о защите конкуренции случаях), при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает 800 млн руб.
Кроме того, Законом предусматривается, что запреты, указанные в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции (на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов), теперь не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано с учетом установленных Законом о защите конкуренции антимонопольных «иммунитетов» для МСП, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает 800 млн руб.
Необходимость внесения вышеуказанных изменений обусловлена реальными статистическими показателями по итогам осуществления со стороны ФАС России антимонопольного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Так, согласно статистической ведомственной отчетности за 2018-2020 гг. из общего количества хозяйствующих субъектов, в отношении которых установлен факт нарушения антимонопольного законодательства по ст. 10 и ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, более 20 % составляют хозяйствующие субъекты с размером выручки от деятельности на товарном рынке, на котором совершено нарушение, от 400 до 800 млн руб.
Законом предусматривается, что антимонопольные требования ст. 13 (за исключением подп. «д» п. 4 и п. 6 ч. 1 Закона о торговле) и ст. 14 Закона о торговле теперь не распространяются на хозяйствующих субъектов, которые:
-
осуществляют торговую деятельность, поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой по антимонопольному законодательству) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 800 млн руб.;
-
осуществляют торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной сети за последний календарный год не превышает 800 млн руб.
О чем подумать, что сделать
Антимонопольный орган осуществляет регулярный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, компаниям для беспрепятственного и эффективного осуществления своей деятельности необходимо тщательно следить за изменениями, которые касаются пределов такого контроля. Необходимо точно знать, на кого распространяются те или иные требования законодательства, последуют ли за нарушениями данных требований негативные последствия или сработают антимонопольные «иммунитеты».
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом оказания комплексной юридической поддержки по всем вопросам антимонопольного регулирования, в том числе при согласовании с антимонопольным органом M&A сделок, рассмотрении дел в антимонопольном органе по факту злоупотребления доминирующим положением и заключения антиконкурентных соглашений.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом, в том числе оказать услуги по сопровождению и представлению интересов в рамках рассмотрения дел в ФАС России и ее территориальных органах.
[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202160008?index=0&rangeSize=1