Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о внесении в законодательство изменений, направленных на установление моратория на применение ряда антимонопольных запретов при осуществлении закупок у единственного поставщика, изменение пороговых значений для согласования сделок с антимонопольным органом, совершенствование порядка предоставления преференций и поддержку операторов наружной рекламы.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон)[1], разработанный в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации.
Подготовка Закона была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера, направленных, в том числе, на развитие импортозамещения и поддержку отечественных производителей.
Закон вступил в силу в день его официального опубликования – 14 июля 2022 г.
Рассмотрим принятые нововведения.1. Мораторий на применение ряда антимонопольных запретов
Напомним, что Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15, 16).
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Частью 1 и 2 ст. 15 Федерального закона № 46-ФЗ[2] установлено, что в период до 31 декабря 2022 г. включительно актами Правительства РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе[3], могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Однако критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нормативно не определены.
Для исключения правовой неопределенности в отношении необходимости и возможности принятия антимонопольным органом мер реагирования при принятии вышеуказанных актов, а также на отношения, складывающиеся в ходе осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) введен мораторий на применение антимонопольных запретов в рассматриваемых случаях.
2. Увеличение порогового значения согласования сделок
Напомним, что до вступления в силу Закона на совершение сделок, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, предварительное согласие антимонопольного органа было необходимо, если:
-
суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд. руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц, превышает 800 млн. руб.; либо
-
суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб. и при этом стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц, превышает 800 млн. руб.
Таким образом, ст. 28 Закона о защите конкуренции предусмотрено два условия, при которых сделки требуют предварительного согласия антимонопольного органа, при этом в совокупности с одним из приведенных выше условий всегда должна учитываться стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц (размер этой стоимости должен превышать 800 млн. руб.).
Вместе с тем, согласно новому Закону, в 2022 г. предусматривается исключение требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа на сделки при приобретении акций, долей в имуществе и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн руб. до 2 млрд руб. В таком случае ведомство должно быть уведомлено не позднее 30 дней после даты осуществления таких сделок.
Изменения пороговых значений направлены на поддержку бизнеса и позволят снизить административную нагрузку на субъекты МСП в сфере антимонопольного регулирования.
Стоит отметить, что за лицами, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн руб. до 2 млрд руб., имеющими намерение совершить сделки, указанные в части 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, сохраняется право подать ходатайство о совершении таких сделок с предварительного согласия антимонопольного органа.
Полагаем, что в определенных случаях до заключения вышеуказанных сделок целесообразнее обратиться в антимонопольный орган и получить его официальную позицию в отношении предполагаемых сделок, а также возможных поведенческих условий, которые необходимо выполнить для их совершения. Это позволит сторонам сделки еще до ее заключения оценить все риски и последствия ее совершения с учетом позиции антимонопольного органа.
3. Меры поддержки операторов наружной рекламы
В настоящее время операторы наружной рекламы несут значительные убытки, связанные с массовыми отказами рекламодателей в размещении рекламы на рекламных конструкциях, продолжая при этом оплачивать установку и эксплуатацию этих конструкций по договорам, заключенным с органами региональной власти и местного самоуправления.
В связи с указанными обстоятельствами Федеральный закон № 46-ФЗ был дополнен ст. 21.3, согласно которой предусматривается корректировка порядка заключения, исполнения и оплаты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022 - 2023 гг.
Так, предусматривается снижение размера платежей по соответствующим договорам на срок не более одного года, а также продление срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на один год без проведения торгов (путем заключения дополнительного соглашения).
4. Совершенствование порядка согласования преференций для поддержки МСП
Напомним, что по действующему до момента вступления в силу Закона, органы госвласти и МСУ были обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции (ст. 19 Закона о защите конкуренции).
Согласно принятому Закону, органы госвласти и МСУ освобождаются от данной обязанности до конца 2022 г. в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов МСП и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.
О чем подумать, что сделать
В связи с вступлением силу Закона, рекомендуем довести до лиц, ответственных за проведение и участие в закупочных процедурах, информацию о введении моратория на применение ряда антимонопольных запретов на осуществление закупок у единственного поставщика.
Компаниям при осуществлении своей профессиональной деятельности стоит учитывать новые положения законодательства, касающиеся порядка заключения сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, а также особенности реализации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022-2023 гг.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, законодательства о контрактной системе, а также законодательства о рекламе.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.
[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140079
[2] Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Федеральный закон от 05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».