Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что с 1 сентября 2023 года биологически активные добавки, кожные антисептики, отдельные виды медицинских изделий и иные товары будут подлежать обязательной маркировке средствами идентификации.
1. О маркировке по порядку
Правительство РФ утвердило старт обязательной маркировки для БАД, отдельных видов медицинских изделий, антисептиков и кресел-колясок, приняв четыре постановления.
|
Биологически активные добавки Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 886 |
Имеющие свидетельство о государственной регистрации и
1) ТН ВЭД: 1204 00 900 0, 1208 90 000 0, 1210 20 900 0,
2) ОКПД 2: 01.11.91.120, 01.28.20, 03.11.63, 10.13.15.193, |
|
|
Кресла-коляски Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 885
ТН ВЭД 8713 10 0000, 8713 90 0000; ОКПД2 30.92.20.000, |
|
Дезинфицирующие средства Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 870
1) парфюмерно-косметическая продукция с антимикробным
2) кожные антисептики ― дезинфицирующие средства (ТК ВЭД |
|
Отдельные виды медицинских изделий Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 894
1) обеззараживатели ― очистители воздуха; обувь ортопедическая
2) слуховые аппараты; стенты коронарных; компьютерные |
Теперь каждому участнику оборота указанных товаров необходимо зарегистрироваться в информационной системе мониторинга «Маркировка товаров», размещенной на портале «Честный ЗНАК» (далее – ИС).
Заявления на регистрацию в ИС подаются с 1 сентября 2023 г. Сделать это нужно в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота товаров деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота. В течение 15 календарных дней с момента регистрации в системе надо подготовить собственное ПО к информационному взаимодействию с ИС и направить оператору заявку на тестирование.
Важно учитывать, что коды маркировки предоставляются за плату, за исключением случая, когда участник оборота решил начать маркировать продукцию до введения обязательной маркировки, в таком случае коды предоставляются бесплатно. При этом коды надо будет оплатить, если они не преобразованы в средства идентификации и в ИС не представлен отчет об их нанесении до 30 сентября 2023 г.
Получение кодов маркировки возможно посредством заключения договора между оператором и участником оборота товаров. На данный момент типовые формы договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, разработанные Минпромторгом РФ, проходят антикоррупционную экспертизу . Полагаем, что в ближайшее время они в той или иной редакции будут утверждены.
С 1 октября 2023 г. производители и импортеры указанных товаров аптечного ассортимента обязаны наносить на упаковку вышеуказанных видов продукции средства идентификации.
2. Требования и сроки
Общие требования для подключения участников оборота к ИС:
-
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП);
-
Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий возможность подписания электронных документов УКЭП;
-
Удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга;
-
Заключенный договор с оператором ЭДО;
Требования для розничных продавцов, использующих контрольно-кассовую технику:
-
Сопряженные с ККТ программные и (или) технические средства распознавания средств идентификации;
-
Заключенный с организацией, получившей о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных, договор на обработку и передачу от имени участника оборота товаров в информационную систему мониторинга сведений об обороте товаров.
Важно отметить, что участники должны будут фиксировать передачу товара через систему ЭДО с оформлением универсальных передаточных документов (далее – УПД). В этой связи необходимо учитывать особенности договора, который заключается между оператором и участником оборота товаров:
-
Передача подписанных обеими сторонами сделки УПД участника оборота товаров с оператором ЭДО в ИС осуществляется в режиме реального времени;
-
Датой исполнения обязанности участника оборота товаров по представлению сведений в ИС считается дата получения УПД;
-
Ответственность за корректность сведений, содержащихся в УПД, несет участник оборота товаров, а ответственность за неизменность и своевременность передачи в ИС передаточных документов, представленных участником оборота товаров, несет оператор ЭДО.
Сроки внедрения маркировки различны в зависимости от вида товара. Начало обязательной маркировки – это еще не запрет оборота немаркированных товаров. Систему обязательной маркировки и прослеживания товаров внедряют в несколько этапов: сначала регистрация у оператора, потом нанесение кодов на товары и внесение информации в систему, затем запрет оборота без маркировки.
В отношении БАД и антисептиков:
В отношении отдельных видов медицинских изделий:
В отношении кресел-колясок:
3. Чем может грозить отсутствие маркировки?
После перехода к учету всех операций с индивидуальными кодами в ИС, оборот немаркированной продукции будет запрещен. То есть реализовывать или иным образом выводить из оборота БАД, кожные антисептики и отдельные виды медизделий без внесения в ИС кодов маркировки после 01 сентября 2025 г. будет запрещено. Для кресел-колясок этот срок наступит раньше ― с 1 сентября 2024 г.
В действующем законодательстве РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за отсутствие маркировки, порядка ее нанесения, а также внесения сведений в ИС.
Административная ответственность |
Уголовная ответственность |
|
ч. 2. ст. 15.12. КоАП РФ |
ст. 15.12.1. КоАП РФ |
ч. 3 и 4 ст. 171.1. УК РФ |
Производство, ввод в оборот или продажа товаров без маркировки, а также нарушение порядка нанесения такой маркировки и (или) информации. |
Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной ИС за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. |
Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации: в крупном размере или особо крупном размере[1]. |
Штраф на организацию: 50 ― 300 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения. |
Предупреждение или штраф 2) на организацию: 50 ― 100 тыс. руб. |
Крупный размер: 1) Штраф до 400 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2-х лет; 2) либо принудительные работы на срок до 3-х лет; 3) либо лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; Особо крупный размер: 1) Штраф до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3-х лет; 2) либо принудительные работы на срок до 5-ти лет; 3) либо лишение свободы на срок до 6-ти лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 5-ти лет либо без такового. |
4. О чем подумать, что сделать
-
В целях минимизации рисков в договорах с контрагентами целесообразно предусмотреть соответствующие заверения и гарантии выполнения обязательных требований по внесению сведений о маркировке продукции, а также меры ответственности в случае их нарушения, включая компенсацию убытков, связанных с привлечением участника к ответственности.
-
Подготовить локальные нормативные акты, регулирующие порядок предоставления сведений в ИС, а также назначение ответственных лиц за работу с системой, внести необходимые дополнения / корректировки в иные релевантные и действующие в компании локальные нормативные акты, должностные инструкции и т.п.
-
Описать новый процесс в рамках системы управления рисками в компании (риск-менеджмента).
Помощь консультанта
С учетом происходящих изменений юристы «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую правовую поддержку по вопросам, прямо или косвенно связанным с обязательной маркировкой товаров.
[1] Крупным размером признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая 400 тыс. руб., а особо крупным ─ 1,5 млн руб.