С 1 сентября 2022 года заработает новая система учёта рекламы в интернете
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о предстоящем вступлении в силу отдельных положений Федерального закона «о рекламе»[1], направленных на совершенствование отношений в сфере рекламы, размещаемой в сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»)[2].
Закон был подписан Президентом РФ 02.07.2021 и предусматривает существенные изменения в сфере контроля за распространением рекламы, в том числе путем создания единой информационной системы учета рекламы в сети «Интернет» (далее – ЕИС УРИ).
Закон вступил в силу в день его подписания – 7 июля 2021 г., однако положения, касающиеся внедрения ЕИС УРИ, вступят в силу с 1 сентября 2022 г., а Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», будет дополнен статьей 18.1, регламентирующей процесс внедрения вышеуказанной системы.
Рассмотрим предстоящие нововведения.
1. Что из себя представляет система ЕИС УРИ?
Законом устанавливается, что ЕИС УРИ будет обеспечивать автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в сети «Интернет» рекламе, учёта и хранения такой информации, обеспечения доступа к ней.
Таким образом, предполагается, что ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации, при этом система обеспечит доступ к такой информации и сделает возможным ее предоставление в электронной форме. Предполагается также возможность дальнейшей интеграции ЕИС УРИ с другими информационными системами с целью получения достоверной и актуальной информации, осуществления контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации.
Обязанности по формированию и ведению системы возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор). Предусматривается, что Роскомнадзор посредством обработки и анализа информации, размещенной в информационной системе учёта рекламы, будет осуществлять сверку сведений в составе информации, размещённой в указанной системе данных. При этом Роскомнадзор посредством взаимодействия с ФАС России сможет определить отнесение к рекламе информации, размещенной в сети «Интернет».
2. Какая информация подлежит включению в ЕИС УРИ?
Согласно Закону включению в ЕИС УРИ будет подлежать довольно большой объем информации – информация о размещенной в Интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. При этом предусмотрено, что сведения в отношении социальной рекламы не будут подлежать включению в систему.
3. Кто должен предоставлять информацию?
На рекламодателей и рекламораспространителей, операторов рекламных систем, а также на рекламных посредников будет возложена обязанность самостоятельно или через операторов рекламных данных размещать в системе соответствующую информацию.
Стоит отметить, что Правительством РФ установлены критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор[3].
Под таким лицами понимаются:
Рекламодатели – юридические или физические лица, ИП, кроме обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) уполномоченными ими лицами;
Рекламораспространители и операторы рекламных систем – юридические или физические лица, ИП, которые осуществляют и (или) организуют распространение в сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей (физлиц, ИП, органов госвласти, иных госорганов и органов местного самоуправления, а также муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления), направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в том числе в Интернете, в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
Рекламораспространители – владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем, определяемые законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Роскомнадзором была создана Комиссия для отбора операторов рекламных данных, порядок деятельности и состав которой, а также критерии по отбору вышеуказанных операторов будут определяться Правительством РФ.
В частности, 28 мая 2022 г. подписано Постановление Правительства РФ № 966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» (далее – Постановление Правительства РФ № 966). Согласно указанному Постановлению, Комиссия будет выполнять следующие функции:
-
определять сроки проведения отбора;
-
рассматривать заявки на участие в отборе;
-
проводить оценку соответствия участников отбора условиям отбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 966;
-
принимать решения об отборе или об отказе в признании участника отбора оператором рекламных данных.
4. Кто имеет доступ к информации, размещенной в ЕИС УРИ?
Законом предусматривается, что рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных будут вправе получить доступ к информации, размещённой ими (в том числе через операторов рекламных данных) или в отношении них в информационной системе учёта рекламы в порядке, установленном Роскомнадзором. Состав информации, доступ к которой предоставляется указанным лицам, также будет определяться Роскомнадзором.
При этом Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 г. № 974 установлены Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе (далее – Правила).
Согласно Правилам доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем к информационной системе и информационное взаимодействие оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем с уполномоченным органом будет осуществляться посредством личного кабинета, являющегося неотъемлемой частью информационной системы (далее – личный кабинет). Вход в личный кабинет будет осуществляться посредством обращения к информационной системе, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет».
ФНС России и ФАС России также смогут получить доступ к системе в порядке, определённом Постановлением Правительства РФ № 969[4].
5. Преимущества и недостатки ужесточения системы контроля за распространением рекламы в сети «Интернет»
Стоит отметить, что внедрение системы, по нашему мнению, может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям для участников рынка.
Так, представляется, что введение новых требований о необходимости предоставления информации позволит усилить контроль в сфере интернет-рекламы, а также повысить её прозрачность. В частности, система позволит регуляторам отслеживать нарушения, начиная с запретов и ограничений на рекламу алкоголя, табачной и никотинсодержащей продукции, а также позволит отслеживать рекламу, содержащую призывы к участию в незаконных политических акциях, рекламу организаций, признанных экстремистскими и террористическими, что не менее актуально в настоящее время.
Вместе с тем, на наш взгляд, внедрение системы учета может привести к дополнительным затратам со стороны рекламных агентств и рекламодателей, а также к сокращению объема рекламы, размещаемой в сети «Интернет». Так, согласно подсчетам Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР)[5], затраты участников рынка интернет-рекламы на реализацию новых требований составят 10–20 млрд руб.
Более того, с учетом введенных после 24 февраля 2022 г. экономических санкций США и стран ЕС в отношении России и иных мер ограничительного характера у большинства компаний могут возникнуть трудности с закупкой серверного оборудования для хранения информации обо всех показах рекламы в сети «Интернет» за последние пять лет.
О чем подумать, что сделать
В связи со скорым вступлением в силу отдельных положений Закона компаниям, размещающим в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории России, рекомендуется довести до ответственных лиц информацию о новом порядке предоставления информации о распространяемой рекламе в сети «Интернет».
С учетом предстоящих изменений данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования и законодательства о рекламе.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка предоставления в Роскомнадзор информации о распространяемой рекламе в сети «Интернет».
[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон).
[2] См. также
[3] Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (далее – Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948).
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 г. № 969 «Об утверждении Правил предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доступа к информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе антимонопольному органу, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов» (далее – Постановление Правительства РФ № 969).
[5] Объединение ведущих игроков рынка интерактивной рекламы России, включающее более 100 участников, обеспечивающих экономику рекламными, коммуникационными и аналитическими инструментами.