28 декабря 2017 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 436-ФЗ[1] (далее – Закон) о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Закон в значительной части закрепляет подходы Минфина России к применению правил КИК, изложенных в Методических рекомендациях[2], выпущенных в феврале 2017 г.
Закон также уточняет и дополняет правила КИК по ряду ключевых вопросов: так называемая «безналоговая» ликвидация КИК[3], операции с ценными бумагами и иными активами, полученными при такой ликвидации, правила налогообложения КИК, входящих в иностранную консолидированную группу налогоплательщиков.
Предложение Президента РФ продлить срок добровольной безналоговой ликвидации КИК было высказано на встрече с бизнес-объединениями уже после принятия Закона и не вошло в его текст. Поэтому ожидается принятие отдельного закона, отражающего данное предложение.
Представляем основные положения закона.
Освобождение доходов от налогообложения:
- Для целей налога на прибыль[4] и НДФЛ[5] теперь не учитываются все виды доходов (не только дивиденды), полученных контролирующим лицом от КИК, в результате распределения прибыли, если доход в виде прибыли КИК был указан налогоплательщиком в налоговой декларации, представленной за соответствующие налоговые периоды, а также при выполнении условий, установленных НК РФ.
|
Поправка касается, прежде всего, распределения прибыли трастов и иных подобных структур без образования юридического лица. |
- Расширен перечень случаев, когда физическое лицо, получившее имущество (имущественные права) в результате безналоговой ликвидации КИК, может уменьшить свою налоговую базу на стоимость имущества, определённую по данным учёта ликвидированной КИК (но не выше рыночной стоимости) на дату получения имущества (имущественных прав). В частности, такое право у налогоплательщика возникает:
- при получении дохода, не являющегося распределением прибыли, от иностранной структуры без образования юридического лица, право на который было приобретено налогоплательщиком в результате внесения полученного от КИК имущества (имущественных прав) в такую иностранную структуру[6];
- при получении дохода в результате осуществления имущественных прав вне зависимости от того, получил ли такой доход непосредственно налогоплательщик или доход был по его указанию передан третьим лицам.
|
Закон не определяет, что такое «осуществление имущественных прав». Прежде всего, под этим можно понимать предъявление требования к должнику и получение денежных средств либо иного имущества в счёт такого требования. Исходя из единообразия воли законодателя, мы полагаем, что такой же подход следует применять и к уступке имущественных прав; |
- при отчуждении ценных бумаг, приобретённых в порядке дарения (наследования) от лица, которое в свою очередь получило их от ликвидированной КИК.
- Устранена юридико-техническая неточность с определением срока, когда нужно завершить безналоговую ликвидацию иностранной организации в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве. Ликвидация должна быть завершена в течение 365 последовательных календарных дней, с даты окончания действия ограничений или судебных разбирательств.
|
Обращаем внимание, что для переноса по изложенным выше основаниям срока ликвидации КИК на 2018 год решение о ликвидации иностранной компании должно быть по-прежнему принято до 01.01.2017 года, хотя мы ожидаем, что в связи с позицией Президента РФ эти сроки могут быть изменены в будущем. |
- Прибыль КИК, участвующей в проектах по добыче полезных ископаемых, освобождается от налогообложения при одновременном соблюдении всех условий:
- КИК является стороной соглашения о разделе продукции, концессионного соглашения, лицензионного соглашения или иного соглашения либо создание КИК предусматривается такими соглашениями, и такая КИК осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании таких соглашений.
- Такие соглашения заключены с государством, правительством или уполномоченными этим правительством институтами, либо деятельность в рамках соглашений осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр.
- Доля доходов от участия в таких соглашениях составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов КИК по данным финансовой отчетности либо такие доходы вовсе отсутствуют.
- Не учитывается прибыль КИК направленная как на увеличение уставного капитала, так и на формирование обязательных резервов иностранной организации, если обязанность по формированию таких резервов предусмотрена законодательством иностранного государства.
- Прибыль КИК вынесена за рамки проверок по ТЦО[7].
|
Введение данной нормы не свидетельствует о появлении возможности устанавливать произвольные цены в сделках с КИК, так как такие сделки могут быть проверены в рамках оценки на получение необоснованной налоговой выгоды. |
Налоговое резидентство и постоянное представительство иностранных компаний
- Управление активами зарубежного инвестиционного фонда из России, а также осуществление иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, само по себе не приводит к возникновению постоянного представительства в РФ фонда, иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).
- Деятельность в России не только через брокера, комиссионера, но и управляющего инвестиционным фондом не приводит теперь к возникновению постоянного представительства в РФ.
- Законом уточнены критерии признания иностранных компаний российскими налоговыми резидентами в порядке, предусмотренном ст. 246.2 НК РФ, в результате осуществления указанных видов деятельности как по отдельности, так и в совокупности.
|
Так, в частности, подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации, само по себе не признается осуществлением управления иностранной организации в РФ. Аналогичным образом, подготовка к проведению заседания совета директоров, а также иных коллегиальных органов управления иностранной организации, само по себе не признается осуществлением управления иностранной организации в РФ. |
Обращаем Ваше внимание на то, что изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.
- При решении вопроса о месте управления иностранной организацией, налогоплательщик обязан руководствоваться не только положениями НК РФ, но также и положениями внутренних политик и локальных нормативных актов для целей определения состава и содержания функций по планированию и контролю деятельности иностранной организации.
В частности к планированию и контролю относится:
- стратегическое планирование и бюджетирование;
- подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;
- анализ деятельности;
- внутренний аудит и внутренний контроль;
- подготовка и организация привлечения финансирования;
- управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;
- принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;
- согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным выше стандартам, методикам и (или) политикам.
Поправки, касающиеся непосредственно налогообложения прибыли КИК
- Для целей налогообложения иностранных компаний в Налоговый кодекс был введен термин финансовые активы, который был заимствован из МСФО и положений Главы 20.1. НК РФ.
Под финансовым активом понимаются:
- денежные средства;
- ценные бумаги;
- производные финансовые инструменты;
- доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица;
- доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица;
- права требования из договора страхования.
- Прибыль (убыток) от выбытия финансовых активов определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы определяются в соответствии со стандартами составления финансовой отчетности. Расходы определяются:
- либо, исходя из стоимости финансовых активов, отраженной в учете КИК на дату принятия таких финансовых активов, если они были приняты к учету в период с начала 2015 года;
- либо по данным учета КИК на 01.01.2015 года, если такие финансовые активы были приняты к учету до 2015 года.
- Если у КИК в учете отсутствуют сведения о стоимости выбывших финансовых активов, приобретенных до 2015 года, то налогоплательщик вправе определить такую стоимость посредством корректировки доходов от выбытия на сумму их переоценки, учтенной в финансовой отчетности КИК за период с 2015 года включительно.
|
Стоимость финансовых активов подтверждается данными учета КИК[8], пояснениями к финансовой отчетности или расчетом, основанным на корректировке доходов от реализации финансовых активов на суммы их переоценки. |
- Внесенными Законом поправками также установлено, что доходами от активной деятельности также признаются:
- доходы от реализации товаров на основании договоров (контрактов), по условиям которых осуществляется поставка базисного актива;
- доходы, полученные по операциям хеджирования;
- доходы в случае реализации базисного актива производного финансового инструмента по договору купли-продажи, если такие доходы не признаются доходами от пассивной деятельности.
|
В первоначальной редакции законопроекта при безналоговом выкупе российским лицом финансовых активов у КИК предлагалось вместо строго определённой цены выкупа (что могло означать уплату в пользу КИК существенных сумм и противоречит цели возврата активов в Россию) ограничиться верхним пределом цены – рыночной ценой, т.е. разрешить уплату в пользу КИК меньшей суммы. Но такое изменение было исключено во втором чтении по инициативе Правительства РФ и в Законе отражено не было. |
Поправки к положениям о переносе убытка КИК на будущие периоды
- Законом подтверждена позиция Минфина России о том, что для переноса убытков, полученных КИК в трёх финансовых периодах до 2015 года, финансовые показатели КИК за эти три периода должны быть сальдированы. При этом переносимый совокупный убыток может быть скорректирован на сумму переоценки долей и ценных бумаг, накопленную, начиная с даты их приобретения до 2015 года.
- Если налогоплательщик перестаёт быть контролирующим лицом КИК, он утрачивает право переноса убытка такой КИК на будущие периоды в части, которая не была учтена ранее.
- Для целей переноса на будущие периоды суммы убытка, полученного КИК за период 01.01.2012 – 31.12.2014 гг. может применяться порядок определения убытков, определенный НК РФ в редакции до дня вступления в силу положений, предусмотренных Законом. В таком случае перерасчет налоговой базы за прошедшие налоговые периоды по налогу на прибыль или НДФЛ не производится.
Специальные положения
- Расширился круг лиц, признающихся контролирующими лицами с 01.01.2015 до 01.01.2016. Теперь к данному периоду добавлено основание признания лица контролирующим лицом, если оно фактически осуществляло контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей, и если доля участия этого лица в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
- Изменения, внесенные в положения статей об освобождении от налогообложения прибыли КИК, о порядке учета прибыли КИК при налогообложении, а также об особенностях налогообложения прибыли КИК применяются в отношении прибыли КИК к периодам, начинающимся с 01.01.2016 года.
- Действие измененных положений об организациях, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, а также положений об освобождении доходов от налогообложения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 года.
- Действие измененных положений о постоянном представительстве распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 года.
О чем подумать, что сделать
Мы рекомендуем оценить влияние принятых поправок на налоговую нагрузку подконтрольных российским лицам групп с иностранным элементом и соответствующим образом адаптировать бизнес-процессы.
В первую очередь изменений могут потребовать правила переноса убытков на будущие периоды и нормы об учете операций с ценными бумагами.
Помощь консультанта
Юристы «Пепеляев Групп» обладают уникальным методологическим опытом в вопросах международного налогообложения и готовы оказать правовую поддержку при адаптации к новым правилам о расчете прибыли КИК и по иным положениям Закона.
[1] Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Письмо Минфина России от 10.02.2017 № 03-12-11/2/7395.
[3] Пункт 60 ст. 217, п.п. 2.2-2.3 ст. 277 НК РФ.
[4] Подпункт 53 п. 1 ст. 251 НК РФ.
[5] Пункт 66 ст. 217 НК РФ.
[6] Пункт 67 ст. 217 НК РФ.
[7] Подпункт. 1 п. 4 ст. 105.3 НК РФ.
[8] Пункт 10 ст. 309.1 НК РФ.