Пересмотр соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром
В своем обращении 25 марта Президент РФ указал на необходимость пересмотра действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, чтобы прекратить практику безналогового вывода средств на заграничные счета. Чуть позже Минфину России было поручено провести переговоры с компетентными органами соответствующих государств, первым из которых стала Республика Кипр.
1 апреля кипрским властям было передано письмо Минфина России от 31.03.2020, в котором кипрской стороне предлагается внести изменения в российско-кипрское Соглашение согласно приложенному проекту Протокола.
Российская Федерация предлагает изменить соглашение в части налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, которые выплачиваются из одного государства резиденту (и фактическому получателю доходов) другого государства таким образом, чтобы государство – источник выплаты могло облагать эти доходы по ставке, не превышающей 15 процентов.
Иначе говоря, дивиденды, которые выплачиваются из России кипрскому резиденту, обладающему фактическим правом на доход, вместо действующих ставок 5% (для инвесторов) и 10% будут облагаться по ставке 15 процентов. Также по ставке 15% будут облагаться проценты, которые сейчас от российского налога освобождены.
Кипрской стороне предложено представить свои соображения по этому поводу не позднее 15 июня. Очевидно намерение российских властей завершить все переговоры уже в этом году, чтобы изменения в Соглашение вступили в силу с 1 января следующего года. Одновременно в письме Минфина указано на то, что при несогласии кипрской стороны с предложенными изменениями Россия оставляет за собой право в одностороннем порядке расторгнуть Соглашение. Последствия расторжения Соглашения очевидны и, естественно, не ограничатся вопросами налогообложения процентов и дивидендов, а будут иметь еще более серьезные негативные последствия. В том числе это коснется и российских резидентов, которые получают доход от использования активов/капитала на территории Кипра,
Сейчас бизнес (как российский, так и иностранный) ссылается на то, что компании – получатели дивидендов и (или) процентов реально работают на Кипре, имеют собственные источники средств, распоряжаются полученными доходами, то есть являются их фактическими получателями и имеют право на льготы по Соглашению. Действующее законодательство позволяет налоговым органам это оспаривать, для чего в последние годы в него введено множество новых норм. Но, как видим, российская сторона решила пойти более кардинальным путем.
Похоже, предложения призваны мотивировать лиц - фактических получателей дивидендов и процентов из иных юрисдикций, которые используют кипрские компании как промежуточное звено, раскрыться и признать свой истинный налоговый статус. Это позволит им применить так называемый «сквозной подход» - тем более, что он уже предусмотрен российским налоговым законодательством. И в случае, если эти лица (фактические получатели дохода) – российские налоговые резиденты или резиденты «благоприятных» налоговых юрисдикций (с которыми у России есть СИДН), то ставка налога вполне может оказаться выгоднее, чем 15% по предложенным поправкам в российско-кипрское Соглашение.
Но поправки, если они будут приняты, поставят и множество других важных вопросов. Прежде всего, как они соотносятся с другими нормами, которые также направлены на борьбу с искажением налоговой базы и безналоговый вывод средств (например, о КИК и налоговом резидентстве), как изменения будут согласовываться с принципом стабильности налогообложения инвестиций, о котором так много говорится в последнее время, не будет ли Соглашение с Кипром лишь первым шагом масштабного пересмотра существующих международных договоренностей (ведь не только кипрские компании российские власти подозревают в неправомерном использовании льгот по соглашениям) и т.д. и т.п.
И конечно, в практическом плане возникает вопрос об использовании кипрских компаний в структуре холдинга, даже если они осуществляют на Кипре реальную инвестиционно-финансовую деятельность и являются фактическим получателем дохода (по крайней мере, с точки зрения ОЭСР и законодательства Кипра). Ведь для них Соглашение, по существу, действовать перестанет.