Решение ВАС РФ о порядке налогообложения при продвижении товаров в торговой сети: новые вопросы
Юридическая компания «Пепеляев Групп» доводит до Вашего сведения информацию о том, что 22 декабря 2009 г. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ принято Постановление № 11175/09 по заявлению ООО «Дирол Кэдбери».
Предметом спора, рассмотренного ВАС РФ, явилось разрешение следующих вопросов:
- вправе ли налогоплательщик уменьшать налоговую базу по НДС на суммы ретроспективных скидок, предоставляемых покупателю продавцом за выполнение условий сделок. Скидки оформлялись отрицательными счетами-фактурами по окончании квартала в процентном отношении к общему объему отгруженной продукции, предыдущие счета-фактуры по отгрузке товаров не корректировались, цена товара за единицу налогоплательщиком в счетах-фактурах не изменялась;
- вправе ли налогоплательщик учитывать расходы (как в целях исчисления налога на прибыль, так и в целях исчисления налоговых вычетов по НДС) на мерчендайзинговые услуги (услуги по продвижению товара на рынке), если они оказывались в отношении товара, право собственности на который перешло к организациям торговли.
По итогам рассмотрения дела ВАС РФ сделал следующие выводы:
1) «независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса – дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости – корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг)»;
2) «производя расходы по продвижению товара на рынке и заявляя вычеты по налогу на добавленную стоимость, общество, являясь производителем реализуемой продукции, не теряет коммерческого интереса к ней и после заключения договора поставки, преследуя цель увеличения объема продаж. …При этом переход права собственности на реализованную обществом продукцию не влияет, по мнению Президиума, на характер расходов для целей применения главы 25 Кодекса и на право общества по заявлению соответствующих налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость».
В целом вынесенное в пользу налогоплательщика, комментируемое постановление порождает целый ряд вопросов, связанных с неоднозначной трактовкой первого из вышеуказанных выводов, а именно:
1) являются ли ретроспективные скидки и премии за выполнение условий сделок тождественными категориями с позиции их учета в целях налогообложения. Можно ли и нужно ли в связи с этим корректировать базу по НДС не только на сумму скидок, но и на сумму премий;
2) может ли вывод ВАС РФ о необходимости учета скидок в налогооблагаемой базе распространяться не только на продавца, но и на ритейлера в смысле увеличения налогооблагаемой базы последнего;
3) в каком периоде должно быть отражено предоставление скидки – в текущем, либо в периоде реализации товара.
Так, заявитель по делу – ООО «Дирол Кэдбери» - отражал поощрительные выплаты именно в качестве скидок, уменьшающих цену реализованного товара в процентном отношении к общему объему реализации за определенный период. Инспекция же ссылалась на то, что в отсутствие корректировки цены каждой единицы товара экономический смысл скидки сводится не к изменению цены товара, а к выплате покупателям премий определенной разновидности. Опровергая выводы судов нижестоящих инстанций, поддержавших позицию налогового органа, ВАС РФ указал, что скидка подлежит учету при определении налогооблагаемой базы независимо от того, уменьшает ли она цену каждой единицы или предоставлена по отношении ко всему объему продукции, реализованной за определенный сторонами договора период.
Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, как должны быть квалифицированы стимулирующие выплаты, которые стороны сами, своим волеизъявлением, определили как премии, не изменяющие цену товара, оформляя их соответствующим образом (в частности, без выставления счетов-фактур). Данный вопрос особенно актуален для ритейлеров, поскольку квалификация премий в качестве выплат, в любом случае влияющих на цену товаров, влечет уменьшение суммы налоговых вычетов, заявленных применительно к первоначально определенной цене товаров.
Позиция ВАС РФ о том, что при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, стала основанием для вывода некоторых ритейлеров о необходимости включения сумм скидок и премий в их налогооблагаемую базу. Вместе с тем, обоснованность такой трактовки позиции ВАС РФ вызывает большие сомнения и опровергается существующей правоприменительной практикой.
Спорным является также вопрос о периоде, в котором должны быть отражены предоставляемые скидки: исходя из того, что ВАС РФ признал недействительным решение налогового органа в части НДС по скидкам, он тем самым признал допустимым оформление отрицательных счетов-фактур и отражение их в периоде предоставления скидки. Вместе с тем, одновременно ВАС РФ упомянул о корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). При этом четкого критерия, при котором применялся бы тот или иной способ отражения скидки, ВАС РФ не установил.
Принимая во внимание неоднозначность возможных трактовок выводов ВАС РФ спрогнозировать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в дальнейшем, довольно сложно.
Однако уже сейчас очевидно, что выводы ВАС РФ, сделанные в комментируемом постановлении относительно порядка учета ретроспективных скидок и премий за выполнение условий договоров, нуждаются в дополнительном истолковании.
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы проанализировать возможные риски Вашей компании, связанные с выводами, сделанными ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2009 г. № 11175/09, и предложить пути их минимизации.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, и Рустему Ахметшину, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail: info@pgplaw.ru
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail: spb@pgplaw.ru