Юридическая компания «Пепеляев Групп» разъясняет, как учесть расходы на рекламу в Интернете для целей налогообложения.
Об изменениях, связанных с рекламой в Интернете, и новом сборе за такую рекламу, мы уже писалиhttps://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/sbor-za-reklamu-v-internete-ne-pervoaprelskaya-shutka/. А 26 марта появился долгожданный проектhttps://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=155826 Постановления Правительства РФ о порядке исчисления и уплаты этого сбора. И пока проект обсуждается и принимает финальный вид, давайте вспомним, что еще нужно знать о рекламе в Интернете и какие расходы на такую рекламу придется отнести за счет чистой прибыли.
С 1 января 2025 г. нельзя учесть для целей налогообложения затраты на рекламу в Интернете, а) если Роскомнадзор (РКН) не уведомлен о такой рекламе, б) если рекламу распространили на ресурсе с ограниченным доступом, либо в) если владелец ресурса нарушил требования законодательства РФ.
Поэтому, если компания размещает рекламу в Интернете, нужно организовать договорные связи и учет расходов таким образом, чтобы не ошибиться и учесть для целей налогообложения лишь «дозволенные» затраты. С другой стороны, ни к чему относить за счет чистой прибыли расходы, которые можно вычесть из налоговой базы.
Предлагаем решать эту задачу в следующей последовательности:
1. Определить договоры, в рамках которых возможно (или прямо предполагается) размещение рекламной информации о компании в Интернете
По сути, предстоит установить, распространяет ли компания рекламу в сети. О сложностях отграничения рекламы от иного контента (к примеру, справочного) мы уже писалиhttps://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/sbor-za-reklamu-v-internete-ne-pervoaprelskaya-shutka/. Напомним лишь, что квалификация зависит от множества факторов, в том числе от способов, условий и целей размещения таких сведений.
Также не стоит забывать про разнообразие площадок, размещение контента на которых относится к «интернет - рекламе»: мессенджеры, приложения для смартфонов, маркетплейсы, соцсети и многие другие.
2. Разобраться с процессом передачи информации о рекламе в Роскомнадзор
Согласно ст. 18.1 Закона о рекламе, если информация, размещенная в Интернете, подпадает под определение термина «реклама», сведения о ней должны направляться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через специального субъекта - оператора рекламных данныхК настоящему времени Роскомнадзор наделил статусом оператора рекламных данных 7 организаций.
В случае сомнений в том, передавались ли данные о рекламе, достаточно зайти в личный кабинетЛичный кабинет доступен всем российским организациям и гражданам, зарегистрированным на Портале государственных услуг РФ, а также иностранным компаниям и физическим лицам после прохождения процедуры регистрации на сайте системы. ЕРИР - там будет доступна информация, в отношении которой компания заключила договорДанные по рекламным материалам (креативам) доступны только их владельцам (рекламодателям)..
Напомним, что обязанность по передаче информации в ЕРИР может быть возложена одним участником рынка на другого на основании гражданско-правового договора. Поэтому во избежание неприятных сюрпризов стоит перечитать условия договоров, чтобы четко понимать, на ком лежит данная обязанность. Нелишним будет предусмотреть в договоре компенсацию за неисполнение такой обязанности.
Между РКН и ФНС России заключено соглашение о сотрудничестве. Сотрудники налоговых инспекций могут проверить договоры рекламодателя на размещение рекламы в сети «Интернет» и определить, передана информация в РКН, или нетПисьмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 20 февраля 2025 г. N 03-72707 «О повторном направлении разъяснений»..
3. Понять, размещается ли рекламный контент на ресурсах, доступ к которым ограничен
Ограничить доступ к интернет-ресурсам может РКН. Получить данные о таких ресурсах не так уж сложно: необходимо воспользоваться универсальным сервисом проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов на официальном сайте ведомства https://blocklist.rkn.gov.ru.
А вот продолжать размещать контент на данных ресурсах мы не рекомендуем, поскольку с 1 сентября 2025 г. реклама на таких сайтах будет под запретомПодробнее читайте по ссылке - https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/gosduma-prinyala-zakon-o-zaprete-reklamy-v-zapreshchennykh-sotssetyakh/. Стоит уже сейчас предусмотреть в договорах на рекламу необходимые оговорки, а также исключить распространение рекламы на таких ресурсах.
Если рекламодатель понес расходы по длительным договорам до того, как РКН ограничил доступ к ресурсу, такие расходы могут быть учтены. Это возможно, если иностранное лицо ранее исполняло обязанности, предусмотренные Законом о деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 20 февраля 2025 г. N 03-72707 «О повторном направлении разъяснений»
Когда были понесены расходы – это определяется по правилам налогового учета. Для договоров на оказание рекламных услуг обычно имеет значение, в каком периоде подписаны акты сдачи-приемки услуг, а реальное движение денежных средств не имеет значения. Подсказка. Поэтому, например, оплата аванса расходом не признается.
4. Установить, размещаете ли вы рекламу на ресурсе, владелец которого нарушил законодательство РФ
Речь идет о ресурсах, принадлежащих иностранным лицам, осуществляющим деятельность в Интернете на территории России, при условии, что такое лицо не исполнило обязанностиРазместить на информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций, зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте РКН, создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо, предусмотренные ст. 5 ЗаконаФедеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации».. Сведения об исполнении или неисполнении иностранным лицом такой обязанности могут быть получены путем обращения к общедоступному перечню иностранных лиц https://236-fz.rkn.gov.ru.
Отметим, что в случае неисполнения иностранным лицом обозначенных требований, РКН может принять решение о запрете на распространение рекламы на информационном ресурсе такого лица, соответственно, рекламодателям будет запрещено размещать на таком ресурсе свою рекламу (ч. 1 ст. 13 Закона). К слову, за несоблюдение данного запрета предусмотрена административная ответственностьРазмер штрафов составляет: для граждан от 20 до 80 тыс. руб., для должностных лиц от 80 до 300 тыс. руб., для юридических лиц - от 500 тыс. до 3 млн руб. (ч. 9 ст. 14.3 КоАП РФ).
О чем подумать, что сделать
Мы бы рекомендовали уже сейчас пересмотреть договорные модели и при необходимости исключить возможность размещения рекламы на тех или иных ресурсах.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом правового сопровождения клиентов в сфере законодательства о рекламе, налогообложения и бухгалтерского учета.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в законодательстве и готовы оперативно консультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.