Разъяснения ВАС РФ по вопросам определения таможенной стоимости
Вниманию руководителей юридических департаментов и специалистов по таможенным вопросам компаний.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что принятое 25 декабря 2013 г. Постановление Пленума ВАС РФ взамен прежнего Постановления Пленума от 26.07.2005 № 29 содержит важные разъяснения по вопросам определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
1. Презумпция достоверности информации, представленной декларантом
Пленумом закреплен принцип достоверности представленной декларантом информации. Указанный принцип находит свое практическое выражение в следующих позициях Постановления Пленума.
Информация о таможенной стоимости, представленная декларантом, считается достоверной, пока иное не доказано таможенным органом. В частности, значительное отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, может являться лишь признаком недостоверности предоставленной декларантом информации (пункт 1). Однако выявление таких признаков не является достаточным основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости, а служит лишь поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений (пункт 3). Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу (пункт 5). Обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе. В частности, такими основаниями могут являться доказанный таможенным органом факт недостоверности представленных декларантом документов и содержащейся в них информации либо противоречивость сведений, касающихся условий определения таможенной стоимости (пункт 7).
Вместе с тем, данный принцип не снимает с декларанта обязанность проявлять должную заботу и осмотрительность при заключении внешнеторговой сделки, а также добросовестность при выполнении запросов таможенных органов. Так, внешнеторговый договор должен содержать информацию о цене, которая должна соотноситься с количественными характеристиками товара, а также информацию об условиях поставки и оплаты товара. В противном случае стоимость сделки с товарами не может рассматриваться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной (пункт 1). В ответ на запрос таможенного органа декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены (пункт 5).
Комментарий ПГ:
Приведенные разъяснения Пленума направлены на исправление практики принятия таможенными органами решений о корректировке только лишь на отличии заявленной таможенной стоимости от имеющейся у них ценовой информации. Для принятия таких решений таможенным органом должны быть выявлены конкретные факты, доказывающие, что документы и (или) сведения, на основании которых декларантом определена таможенная стоимость, являются недостоверными.
К сожалению, в Постановлении Пленума не нашла отражение следующая позиция, ранее высказанная Президиумом ВАС РФ в нескольких постановлениях по конкретным делам: необходимо учитывать, что по запросу таможенного органа декларант обязан представить только те документы, которыми он реально располагает либо должен их иметь в силу закона или обычаев делового оборота. По нашему мнению, это не означает, что ВАС РФ отказался от данной позиции, поэтому на нее по-прежнему можно ссылаться при отстаивании своих интересов.
2. Что такое продажа?
Напомним, что пункт 3 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 (далее – Правила), предусматривает, что продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза означает, что товары являются предметом купли-продажи в соответствии с внешнеэкономическим договором (контрактом).
В пункте 2 комментируемого Постановления дано более широкое определение данному понятию, указав, что для таможенных целей под «продажей на вывоз» можно понимать любую сделку, направленную на возмездный переход права собственности. Соответственно, первый метод определения таможенной стоимости может применяться также в случаях ввоза товаров по договору мены, отступного, а также иных договоров, по которым переходит право собственности на ввозимые товары.
3. Условия, влияние которых на продажу товаров или их цену не может быть количественно определено
В пункте 6 Постановления Пленум ВАС РФ указал, что при использовании в качестве основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости зависимости продажи товаров или их цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть количественно определено, под такими условиями следует понимать как условия самой сделки, на основании которой приобретается товар, так и иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу.
Комментарий ПГ:
С нашей точки зрения, данный пункт трудно назвать разъяснением, поскольку на фоне общего требования по конкретизации претензий таможенных органов, прослеживающегося во всех остальных положениях Постановления, в данном случае Пленум освободил фантазию таможенных органов от каких-либо границ. Особые опасения вызывает формулировка «условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу»: непонятно, относится ли это разъяснение к случаю, когда таможенный орган запросил конкретную информацию о таких условиях, или Пленум допускает возможность принятия таможенным органом решения о корректировке при наличии неких условий, сведения о которых таможенный орган и не запрашивал. По нашему мнению, решение о корректировке может быть обоснованным только в том случае, если таможенным органом будут доказаны конкретные условия, повлиявшие на продажу товаров или их цену, примеры которых приведены в подп. «б» п. 8 Правил.
4. Представление дополнительных доказательств
Пункт 9 Постановления воспроизводит применительно к спорам по таможенной стоимости позицию о возможности предоставления в суд дополнительных доказательств, ранее высказанную Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ».
Закрепляя общее правило о том, что доказательства должны быть представлены как таможенным органом, так и декларантом на стадии таможенного контроля до принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, Пленум признал право лиц, участвующих в деле, представлять дополнительные доказательства в суд. Это дает возможность декларанту предоставить суду документы и сведения, которые по тем или иным причинам не были представлены таможенному органу. Соответственно, вопрос о правомерности решения таможенного органа должен рассматриваться судами не только на основе анализа тех документов и сведений, на основании которых это решение было принято, но и любых иных доказательств, представленных декларантом.
Комментарий ПГ:
Вместе с тем, формулировка пункта 9 в отличие от своей первоначальной редакции, которая была в проекте данного Постановления, может быть истолкована таким образом, что она предоставляет право на представление дополнительных доказательств не только декларанту, но и таможенному органу, чье решение обжалуется. При этом формально такие дополнительные доказательства могут быть не только те, которые опровергают дополнительные доказательства, представленные декларантом, но и любые другие. С нашей точки зрения, такое толкование противоречило бы правовым позициям, выраженным в п.3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П.
Помощь консультанта
Специалисты таможенной практики юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную помощь по вопросам, связанным с применением правил об определении таможенной стоимости, выработать рекомендации по минимизации рисков, связанных с корректировкой таможенной стоимости и доначислением таможенных платежей, обеспечить правовую поддержку в ходе судебных споров.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
Александру Стрижову, Старшему юристу «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 либо по a.strizhov@pgplaw.ru;
в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, Руководителю Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп» (СПб) по тел.: +7 (812) 640-60-10 либо по s.spasennov@pgplaw.ru;