Расширение информационного обмена между Банком России и ФНС России
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 86 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) предлагается установить возможность получения налоговыми органами от Банка России сведений и документов, содержащих банковскую тайну и персональные данные физических лиц, а также предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений и документов, переданных Банку России налоговыми органами.
Как отмечается в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, необходимость изменений обусловлена отсутствием у налоговых органов возможности в установленном законом порядке получать от Банка России документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну и персональные данные, а также отсутствием у Банка России возможности получать документы и сведения, составляющие налоговую тайну.
Законопроект нацелен на получение налоговыми органами таких сведений от Банка России на регулярной основе в целях повышения эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств. Отчасти законопроектом закрепляется уже существующая практика обмена информацией между ФНС России и Банком России по ряду вопросов в рамках осуществления налогового контроля и банковского надзора. Положения законопроекта носят рамочный характер. Конкретный порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений, а также их перечень будет определен в соглашении между Банком России и ФНС России. До появления текста такого соглашения сложно сказать, насколько этот перечень будет ограничен. В действительности такой перечень может оказаться максимально широким. На это косвенно указывает текст пояснительной записки. Хотя это не следует из текста опубликованного законопроекта, в пояснительной записке декларируется, что в результате таких изменений ФНС России сможет получать и использовать все сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика, включая сведения об операциях по счетам как самих кредитных организаций, открытых в территориальных учреждениях Банка России, так и об операциях по счетам клиентов кредитных организаций, а также получать любую отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами Банка России, что позволит более эффективно применять риск-ориентированный подход при отборе объектов для налогового контроля[1]. Судя по всему, такие сведения налоговые органы смогут получать без запроса в Банк России и/или кредитные организации, как это происходит в большинстве случаев сейчас. Заметим, что на основании опубликованного законопроекта нельзя сделать вывод, что новые возможности ФНС России не коснутся сведений и документов в отношении физических лиц. В любом случае с точки зрения нагрузки на кредитные организации принятие данного законопроекта повлечет снижение количества запросов в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ. |
Несмотря на то, что указанным законопроектом предполагается внести изменения только в Налоговый кодекс РФ, из пояснительной записки к нему следует, что разработан законопроект с аналогичными изменениями в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который пока не опубликован. Законопроектом также устанавливается, что режим налоговой тайны будет распространяться в том числе на информацию, получаемую Банком России в порядке указанного обмена информацией, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в Банке России будут иметь только должностные лица, определяемые Председателем Банка России.
Текущее регулирование доступа налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну
В настоящее время налоговые органы имеют следующие возможности для получения информации (документов), в том числе от Банка России, в рамках осуществления ими мероприятий налогового контроля.1. Банки на постоянной основе обязаны сообщать[2] в налоговые органы по месту своего нахождения следующую информацию:
- об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
- об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов таких электронных средств платежа.
Та же информация относительно физических лиц может быть запрошена у банков налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, а также относительно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
3. В настоящее время также осуществляется информационный обмен между Банком России и ФНС России на основании Соглашения Банка России № 01-15/3182, ФНС России № ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой».
По этому Соглашению Банк России передает в налоговые органы (в центральный аппарат или территориальные учреждения, в зависимости от характера информации) по мере поступления или на периодической основе:
- сведения о кредитных организациях и их корреспондентских счетах;
- информацию о лицензиях поднадзорных Банку России организаций;
- список организаций, имеющих признаки недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- различные формы отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, включая аудиторские заключения.
- информация, необходимая для координации проверок, проводимых Банком России в кредитных организациях и ФНС России в отношении налогоплательщиков;
- информация, касающаяся учредителей (участников) кредитных организаций, клиентов и корреспондентов кредитных организаций для выполнения ФНС России возложенных на нее функций.
О чем подумать, что сделать
В результате принятия законопроекта объем информации, передаваемой Банком России в налоговые органы и затрагивающей всех субъектов экономических и финансовых отношений, несомненно возрастет. Законопроектом предусмотрено вступление в силу закона по истечении 180 дней после его официального опубликования. Мы рекомендуем уже сейчас проанализировать текущие банковские операции и документооборот в кредитных организациях на предмет критериев, которые могут вызвать повышенный интерес налоговых органов при отборе объектов для налогового контроля, с учетом специфики различных видов деятельности и вероятной возможности получения информации налоговыми органами в режиме реального времени.Помощь консультанта
Команда «Пепеляев Групп» готова оказать содействие в оценке потенциальных рисков в области налогового контроля и банковского надзора с учетом планирующихся изменений, а также проработать правовые аспекты необходимых бизнес-решений.[2] Положение Банка России от 28.04.2012 № 377-П «О порядке сообщения банком налоговому органу в электронном виде о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа», Положение Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».
[3] За исключением случаев, когда это противоречит законодательству Российской Федерации.