Загрузка...
24.12.2020
6 мин. на чтение

Расширение информационного обмена между Банком России и ФНС России

en
Минфин России подготовил изменения в Налоговый кодекс, в результате принятия которых может значительно увеличиться объем передаваемой в налоговые органы информации об операциях клиентов банков.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 86 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) предлагается установить возможность получения налоговыми органами от Банка России сведений и документов, содержащих банковскую тайну и персональные данные физических лиц, а также предусмотрен режим налоговой тайны в отношении сведений и документов, переданных Банку России налоговыми органами.

comment.jpgКак отмечается в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, необходимость изменений обусловлена отсутствием у налоговых органов возможности в установленном законом порядке получать от Банка России документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну и персональные данные, а также отсутствием у Банка России возможности получать документы и сведения, составляющие налоговую тайну.

Законопроект нацелен на получение налоговыми органами таких сведений от Банка России на регулярной основе в целях повышения эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств.

Отчасти законопроектом закрепляется уже существующая практика обмена информацией между ФНС России и Банком России по ряду вопросов в рамках осуществления налогового контроля и банковского надзора.

Положения законопроекта носят рамочный характер. Конкретный порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений, а также их перечень будет определен в соглашении между Банком России и ФНС России. До появления текста такого соглашения сложно сказать, насколько этот перечень будет ограничен. В действительности такой перечень может оказаться максимально широким. На это косвенно указывает текст пояснительной записки.

Хотя это не следует из текста опубликованного законопроекта, в пояснительной записке декларируется, что в результате таких изменений ФНС России сможет получать и использовать все сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика, включая сведения об операциях по счетам как самих кредитных организаций, открытых в территориальных учреждениях Банка России, так и об операциях по счетам клиентов кредитных организаций, а также получать любую отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами Банка России, что позволит более эффективно применять риск-ориентированный подход при отборе объектов для налогового контроля[1]. Судя по всему, такие сведения налоговые органы смогут получать без запроса в Банк России и/или кредитные организации, как это происходит в большинстве случаев сейчас.

Заметим, что на основании опубликованного законопроекта нельзя сделать вывод, что новые возможности ФНС России не коснутся сведений и документов в отношении физических лиц.

В любом случае с точки зрения нагрузки на кредитные организации принятие данного законопроекта повлечет снижение количества запросов в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ.

Несмотря на то, что указанным законопроектом предполагается внести изменения только в Налоговый кодекс РФ, из пояснительной записки к нему следует, что разработан законопроект с аналогичными изменениями в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который пока не опубликован. Законопроектом также устанавливается, что режим налоговой тайны будет распространяться в том числе на информацию, получаемую Банком России в порядке указанного обмена информацией, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в Банке России будут иметь только должностные лица, определяемые Председателем Банка России.

Текущее регулирование доступа налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

В настоящее время налоговые органы имеют следующие возможности для получения информации (документов), в том числе от Банка России, в рамках осуществления ими мероприятий налогового контроля.

1. Банки на постоянной основе обязаны сообщать[2] в налоговые органы по месту своего нахождения следующую информацию:
  • об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов таких электронных средств платежа.
2. Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Та же информация относительно физических лиц может быть запрошена у банков налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, а также относительно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

3. В настоящее время также осуществляется информационный обмен между Банком России и ФНС России на основании Соглашения Банка России № 01-15/3182, ФНС России № ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой».

По этому Соглашению Банк России передает в налоговые органы (в центральный аппарат или территориальные учреждения, в зависимости от характера информации) по мере поступления или на периодической основе:
  • сведения о кредитных организациях и их корреспондентских счетах;
  • информацию о лицензиях поднадзорных Банку России организаций;
  • список организаций, имеющих признаки недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • различные формы отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, включая аудиторские заключения.
4. По запросу налоговых органов сейчас Банком России может передаваться[3]:
  • информация, необходимая для координации проверок, проводимых Банком России в кредитных организациях и ФНС России в отношении налогоплательщиков;
  • информация, касающаяся учредителей (участников) кредитных организаций, клиентов и корреспондентов кредитных организаций для выполнения ФНС России возложенных на нее функций.

О чем подумать, что сделать

В результате принятия законопроекта объем информации, передаваемой Банком России в налоговые органы и затрагивающей всех субъектов экономических и финансовых отношений, несомненно возрастет. Законопроектом предусмотрено вступление в силу закона по истечении 180 дней после его официального опубликования. Мы рекомендуем уже сейчас проанализировать текущие банковские операции и документооборот в кредитных организациях на предмет критериев, которые могут вызвать повышенный интерес налоговых органов при отборе объектов для налогового контроля, с учетом специфики различных видов деятельности и вероятной возможности получения информации налоговыми органами в режиме реального времени.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» готова оказать содействие в оценке потенциальных рисков в области налогового контроля и банковского надзора с учетом планирующихся изменений, а также проработать правовые аспекты необходимых бизнес-решений. 



[1] Банку России в режиме реального времени доступна информация по всем операциям клиентов кредитной организации, которые связаны с движением денежных средств по корреспондентскому счету, открытому в Банке России. Информация об операциях, проведенных по счетам клиента/клиентов в пределах одной кредитной организации, Банку России в таком режиме не доступна. Для ее получения необходим запрос в саму кредитную организацию.

[2] Положение Банка России от 28.04.2012 № 377-П «О порядке сообщения банком налоговому органу в электронном виде о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа», Положение Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».

[3] За исключением случаев, когда это противоречит законодательству Российской Федерации.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.09.2024

Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения?

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Материалы предпроверочного анализа: доказательство или версия налогового правонарушения...

Смотреть

20.11.2024

Налоговики начали отказывать в возврате «сомнительных» налоговых переплат

В арбитражных судах начала формироваться практика по отказу бизнесу в возврате средств, формирующих положительное сальдо...

20.11.2024

Налоговое право как антитеза чрезвычайщине

Конституционные принципы налогообложения направлены на то, чтобы предотвратить взимание хотя и «очень нужных» бюджету, но...

19.11.2024

Место диалогу: как юрфирмы договариваются с государством

Умение наладить диалог и слышать потребности друг друга – базовый навык современного юриста. При реализации GR-проектов ...

19.11.2024

Очная ставка. Почему аптечные организации судятся с ФНС

Две аптечные организации проиграли суды с инспекциями ФНС. Одна из них оспаривала доначисление 3,8 млн руб. налогов за необоснованное...