Прокуроры наделяются правом оспаривать сделки хозяйствующих субъектов, совершённые в нарушение российского законодательства
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Госдумой принят закон, который значительно расширяет надзорные функции прокуроров в сфере контроля за сделками на предмет их соответствия санкционному[1], антиотмывочному, таможенному, налоговому и валютному законодательству.
На момент подготовки данной информации закон поступил в Совет Федерации на одобрение[2].
Закон расширяет полномочия прокуроров в арбитражном (гражданском) процессе, наделяя их правом на обращение в суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в нарушение антиотмывочного и иного перечисленного выше законодательства.
Отличительной особенностью закона, помимо расширения полномочий прокуратуры, является закрепление двух форм процессуального участия прокуроров в арбитражном (гражданском) процессе.
Во-первых, прокурор, основываясь на новой редакции ст. 52 АПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, может самостоятельно инициировать судебное разбирательство с требованием о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в случае, если сделка нарушает требования санкционного, антиотмывочного, валютного, таможенного и налогового законодательства.
Во-вторых, прокурор в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 52 АПК РФ, может на любой стадии арбитражного (гражданского) судопроизводства, в том числе при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, вступить в процесс, инициированный другими лицами, с правами лица, участвующего в деле.
Влияние закона на корпоративные отношения
Факт вступления анализируемого закона в силу непременно может затронуть сферу корпоративных отношений. В частности, пока остается не до конца ясным вопрос о том, сможет ли прокурор оспаривать решения общих собраний хозяйственных обществ (к которым с учетом Определения ВС РФ от 11.06.2020 по делу № А65-3053/2019 применяются нормы о сделках) в связи с их противоречием санкционному, антиотмывочному, таможенному, налоговому и валютному законодательству.
О чем подумать, что сделать
Для вступления анализируемого закона в силу требуется его одобрение Советом Федерации и подписание Президентом РФ. Стоит отслеживать этот момент, в том числе чтобы определиться с датой начала действия новых полномочий прокуроров.
Компаниям рекомендуется предпринять шаги по оценке совершаемых сделок на их соответствие требованиям действующего законодательства и при необходимости приведению их в соответствие с требованиями законодательства.
Заблаговременное выявление и устранение нарушений законодательства позволит снизить правовые риски и возможные дополнительные расходы.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» на постоянной основе будут отслеживать деятельность органов прокураторы РФ в части оспаривания сделок.Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку компаниям, осуществляющим (планирующим осуществлять) деятельность на территории РФ.
В спектр услуг «Пепеляев Групп» входят:
- юридическая поддержка по различным аспектам деятельности компаний, связанным с корпоративным законодательством;
- представление интересов компаний при взаимодействии с государственными органами, должностными лицами и иные услуги.
[1] Здесь и далее под «санкционным законодательством» понимается в том числе законодательство, устанавливающее специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств.
[2] Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Законопроект № 1192314-7, электронный доступ: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1192314-7#bh_histras.