Приостановлено действие большинства статей соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о последствиях Указа Президента РФУказ Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения».
, которым приостановлено действие большинства статей соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными» странами.
Указ опубликован и вступил в силу 8 августа 2023 г.
I. Страны, с которыми частично приостановлено действие соглашений
Указом Президента частично приостановлено действие международных соглашений об избежании двойного налогообложения со следующими странами:
|
|
|
|
II. Действие каких основных статей соглашений приостановлено
Указом Президента приостановлены, по существу, все основные статьи соглашений. То есть как раз те статьи, которые и разграничивали налоговые притязания государств на один и тот же доход.
Приостановлено действие прежних «налоговых» договоренностей, нашедших отражения в следующих статьях соглашений:
|
|
III. Какие положения соглашений продолжают действовать
Указом Президента не затрагивается действие общих положений международных соглашений, в частности, статей:
-
Устранение двойного налогообложения
-
Обмен информацией
-
Взаимосогласительная процедура
-
Сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений
IV. Налоговые последствия для компаний, которые будут получать доходы от источников в России
1. Для иностранных компаний, которые ведут бизнес в России
Несмотря на приостановление действия соглашений в части статей «Постоянное представительство» и «Прибыль от коммерческой деятельности», для иностранных компаний, которые ведут бизнес в России и получают «активные» доходы, в большинстве случаев ничего не изменится.
Положения НК РФ содержат нормы, аналогичные тем, которые были предусмотрены этими статьями большинства соглашений.
Доходы таких иностранных компаний облагается налогом на прибыль в России только в том случае, если их деятельность образует постоянное представительство и только в той части, которая связана с постоянным представительством.
Исключение составляют компании, которые ведут деятельность на строительной площадке – по правилам НК РФ постоянное представительство будет возникать у них с момента начала регулярного осуществления деятельности. Не будут применяться установленные соглашениями льготные сроки (в большинстве соглашений 12 месяцев).
2. Для иностранных компаний, которые получают из России пассивные виды доходов
Наиболее радикальные изменения касаются иностранных компаний, которые получают «пассивные» виды доходов.
Так, при получении из России всех видов доходов у них будут удержаны налоги по ставкам, которые предусмотрены в НК РФ:
-
Для дивидендов – ставка 15 % (соглашениями могли быть установлены различные варианты пониженных ставок, например 10 %, 5 %);
-
Для роялти и процентов – ставка 20 % (соглашениями обычно установлено полное освобождение от налогообложения роялти и процентов в стране источника выплаты).
3. Налогообложение прочих видов доходов, полученных иностранными лицами от источников в России
Налогообложение прочих отдельных видов доходов иностранных компаний выглядят следующим образом:
Вид дохода |
Обложение |
Обложение в РФ после приостановления |
Международные перевозки |
- |
+ |
Доходы от недвижимого имущества |
+ |
+ |
Доходы от продажи имущества, находящегося в РФ |
+ |
+ |
Доходы, получаемые от продажи транспортных средств, используемых в м/н перевозках |
- |
+ |
Доходы, получаемые от продажи другого имущества |
- |
- |
Другие доходы (не поименованные в соглашениях об избежании двойного налогообложения) |
+ |
+/- |
V. Нюансы
1. Односторонний характер приостановления действия соглашений
Большинство иностранных компаний и физических лиц, получающих доходы от источников в России, станут платить дополнительные суммы налогов. Это произойдет как в отношении расширившегося перечня видов доходов, так и по величине налоговых ставок (для доходов, к которым применялись пониженные ставки).
Поскольку приостановление действия положений международных соглашений предпринято в одностороннем порядке, то доходы российских компаний и физических лиц будут облагаться по прежним правилам. По крайней мере до тех пор, пока зарубежные страны не заявят симметричный отказ от применения соглашений.
2. Устранение двойного налогообложения (право на зачет удержанных налогов)
Общее правило устранения двойного налогообложения, которое предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения для российских налогоплательщиков – путем зачета удержанного налога против налога, уплаченного в стране местонахождения налогоплательщика.
Поскольку статьи соглашений об избежании двойного налогообложения продолжают действовать, то российские организации смогут зачитывать удержанные у них суммы налогов в прежнем порядке.
Для иностранных компаний, получающих доход из России, ситуация выглядит немного сложнее.
Несмотря на то, что действие статей соглашений, устанавливающих правила устранения двойного налогообложения, не приостановлены, в части соглашений они указывают на то, что зачету подлежит только та сумма налога, которая может быть удержана в другом государстве на основании соглашения. Примером такого соглашения является соглашение с Францией.
Поскольку Россия будет удерживать большую сумму налога, чем установлено соглашением, то возникает вопрос, сможет ли иностранный получатель зачесть эту увеличенную сумму налога. Ответ на этот вопрос необходимо искать в национальном налоговом законодательстве получателя дохода.
Есть и другие примеры. Например, в соглашении с Польшей установлено правило зачета любого налога, удержанного в России, если соглашение устанавливает возможность налогообложения в России такого вида дохода.
В некоторых соглашениях для иностранных государств предусмотрено устранение двойного налогообложения не методом зачета, а методом освобождения или по разным видам доходов разными методами, причем правила для разных видов доходов могут быть довольно сложными (Австрия, Германия). Чтобы понять, как эти правила будут применяться в новой ситуации, требуется углубленный анализ в конкретной стране.
О чем подумать, что сделать
Очевидно, следует сделать анализ группы, внутригрупповых платежей и ожидаемых к выплате доходов, чтобы определиться с их налоговой судьбой. Не всегда выплата в недружественную юрисдикцию означает полный отказ в СИДН. Возможно, фактический получатель дохода – не там, где кажется.
Еще стоит подумать о внутригрупповой реструктуризации активов, обязательств, взаиморасчетов. Но не забывать о «тесте деловой цели», который весьма подробно описан в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР и в самых разных видах представлен в нашей судебной практике по ст.54.1. НК РФ. Поэтому простое «перевешивание» активов с недружественного лица на дружественное, уступка прав требования на ожидаемые из России доходы и тому подобные меры могут не пройти. Иначе говоря, простое и быстрое решение – не всегда самое правильное.
Для международных компаний с российским участием можно подумать про редомициляции бизнеса в «дружественные» страны или в САР на территории России. Для резидентов САР режимом МХК предусмотрены значительные льготы, такие как пониженные ставки налога на прибыль, отсутствие требований валютного контроля и пр.
Наконец, нужно следить и за ответными действиями недружественных стран. Скорее всего и они приостановят, в той или иной форме, исполнение СИДН. А это может повлечь налоговые последствия для российских компаний, которые получают доходы из этих государств.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования по вопросам международного налогообложения.
Мы рады будем помочь вам в анализе последствий приостановления соглашений, выработке мер по снижению налоговых рисков в рамках международной группы.