Приняты многочисленные поправки в налоговое законодательство
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии очередных многочисленных поправок в НК РФ, в том числе связанных с проведением специальной военной операции[1].
Все поправки можно разделить условно на несколько крупных блоков.
I. Общие изменения
1. Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ Правительству РФ были предоставлены специальные полномочия в налоговой сфере в 2022 году, а именно осуществлять меры по защите бизнеса, аналогичные реализованным в 2020 г. в период пандемии – в частности, издавать акты, предусматривающие продление различных сроков, например, уплаты налогов, представления деклараций и отчетности т. д. Правительство активно пользовалось этим правом[2]. Сейчас такие полномочия Правительства РФ продлены на 2023 год.
2. Расходы организаций-налогоплательщиков в виде безвозмездно переданных в адрес мобилизованных, добровольцев и контрактников денежных средств и (или) иного имущества могут быть включены по налогу на прибыль во внереализационные расходы. Передача имущества мобилизованным и добровольцам, военнослужащим-контрактникам, задействованным в СВО, освобождена от НДС. Кроме того, данные выплаты не будут облагаться страховыми взносами.
Данные нормы применяются в отношении операций, совершенных начиная с 1 января 2022 г.
4. До 31.12.2018 субъекты РФ могли устанавливать пониженные ставки налога на прибыль для отдельных категорий организаций, они подлежали применению до даты окончания их действия, но не позднее 01.01.2024. Закон продлевает действие таких льгот до 1 января 2025 г.
5. Добавлена новая категория безнадежных долгов – ими будут признаваться суммы денежных обязательств, которые прекращены по основаниям, указанным в ст. 2 Федерального закона от 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Норма распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
6. Предусматривается обязанность бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков (в случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков) в 2023 г. перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли.
7. Устанавливается повышенная ставка по налогу на прибыль на период 2023-2025 гг. в размере 34 % для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 г. включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа.
Впервые в гл. 25 НК РФ появилась повышенная ставка налога на прибыль для конкретной отрасли. В данном случае это, очевидно, способ изъятия в бюджет части природной ренты. Но как показывает упомянутый выше опыт норм, разрешающих признавать в расходах стоимость безвозмездно переданного имущества, любой законодательный прецедент вполне может тиражироваться в будущем для прочих случаев.
10. Закон освобождает от НДФЛ и страховых взносов повышенные суточные, которые выплачиваются государственных служащим при командировке на территорию новых субъектов РФ (установлены Указом Президента РФ от 17.10.2022 № 752 в размере 8 480 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке).
Также не подлежат обложению безотчетные денежные суммы на дополнительные расходы в таких командировках, но не более 700 руб. за день. Указанные суммы также могут быть включены в расходы по налогу на прибыль. Нормы применяются в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 г.
II. Льготы для мобилизованных, добровольцев и контрактников
Предусмотрены льготы для лиц, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы России или проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ). Доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученные мобилизованными, добровольцами и контрактниками, а также членами их семей, освобождаются от НДФЛ, при условии, если они связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами.
Новая норма применяется в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 г.
Поскольку в Законе речь идет о «безвозмездно полученных» (хотя и связанных с прохождением службы) доходах, имеются в виду случаи, когда мобилизованные, добровольцы, контрактники и члены их семей получают имущество и выплаты от работодателей, благотворительных организаций, регионов и др. На денежное довольствие и социальные выплаты, которые предоставляются именно за прохождение службы, поправки, видимо, не распространяются. Как указывало до принятия комментируемого Закона Министерство обороны РФ, выплаты в адрес указанных категорий лиц состоят из ежемесячной социальной выплаты и денежного довольствия военнослужащего (оно зависит от оклада по воинской должности, занимаемой военнослужащим, оклада по воинскому званию и выслуги лет), НДФЛ взимается только с денежного довольствия военнослужащего, а ежемесячная социальная выплата (158 тыс. руб.) налогом не облагается.
Введены корреспондирующие поправки для организаций, которые безвозмездно передают имущество (включая денежные средства) мобилизованным, добровольцам, контрактникам и членам их семей (см. ниже в разделе III).
III. Поправки, касающиеся налогоплательщиков, находящихся на территории новых субъектов России
1. Налогоплательщики, которые находились в новых субъектах РФ на момент принятия их в состав России, исчисляют НДС расчетным методом с использованием пониженных ставок в размере 9,09 % и 16,67 % вместо общих 10 % и 20 %. Это распространяется на ситуации, когда налогоплательщик при производстве или реализации товаров использует товары, которые были им приобретены до начала применения законодательства РФ о налогах и сборах. Тем самым решается проблема отсутствия возможности заявить к вычету «входной» НДС по товарам, приобретенным до того, как в новых субъектах России начал действовать Налоговый кодекс РФ.
В соответствии со ст. 15 федеральных конституционных законов от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ и № 8-ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов РФ российское законодательство о налогах и сборах применяется на указанных территориях с 1 января 2023 г. Указанная поправка применяется также с 1 января 2023 г.
Таким образом, пониженные ставки будут применяться налогоплательщиками новых субъектов России с 01.01.2023 до момента, пока не будут использованы все товары, приобретенные до 01.01.2023.
-
заключенный до 05.10.2022 договор с государственным или муниципальным органом России или государственным учреждением, трансграничным или государственным концерном или государственным предприятием новых субъектов РФ;
-
заключенный до 05.10.2022 договор с юридическим лицом, получающим средства из федерального или регионального бюджета на выполнение работ (услуг) на территории новых субъектов РФ;
-
договор (независимо от даты заключения), где налогоплательщик является субподрядчиком (соисполнителем) по вышеуказанным договорам;
-
заключенный до 31.12.2022 договор на выполнение работ (услуг) на территории новых субъектов РФ, при условии выполнения работ (услуг) до 31.12.2022 и поступления оплаты до 25.01.2023.
3. Уставлена временно нулевая ставка НДС для следующих случаев:
-
услуги по автоперевозке товаров, если пункт отправления или пункт назначения расположен в новых субъектах РФ, причем договор заключен и услуги оказаны до 31.12.2022;
-
для налогоплательщиков из новых субъектов РФ в случае поставки товаров в пункт назначения, находящийся на территории новых субъектов РФ, по договорам, заключенным до 5 октября 2022 г., если заказчики — государственные или муниципальные органы РФ или государственные учреждения, трансграничные или государственный концерны, или государственные предприятия новых регионов;
- а также в случае поставки товаров в пункт назначения, находящийся на территории новых субъектов РФ, по договорам, заключенным до 31 декабря 2022 г. по сделкам с компаниями из новых регионов или иностранным лицом, при условиях если отгрузка товаров произведена до 31.12.2022 и оплата поступила до 25.01.2023.
4. Для налогоплательщиков из новых субъектов РФ первоначальная стоимость основных средств в налоговом учете для целей налога на прибыль определяется как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором основное средство пригодно для использования, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, подтвержденных первичными учетными документами. Остаточную стоимость основного средства на момент начала применения налогового законодательства РФ налогоплательщик определяет путем уменьшения первоначальной стоимости на амортизацию, начисленную линейным методом.
Указанные налогоплательщики должны определить по правилам НК РФ срок полезного использования своих основных средств, начиная с даты ввода их в эксплуатацию.
5. Налогоплательщики из новых субъектов РФ до 31 марта 2023 г. должны провести инвентаризацию имеющихся имущества, имущественных прав, требований и обязательств. Результаты инвентаризации оформляются актом об итогах инвентаризации и инвентаризационными описями, который направляются в налоговый орган.
6. Закон освобождает граждан в новых субъектах РФ от государственной пошлины за выдачу российского паспорта, водительского удостоверения, регистрационных документов и знаков на транспортные средства, при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на этих территориях, а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
7. Налогоплательщики – организации на территории новых субъектов РФ вправе для целей налога на прибыль при реализации имущества, которое приобретено до начала применения законодательства России, уменьшить доходы на стоимость имущества (которая указывается в инвентаризационной описи).
8. Освобождается от НДС и акцизов ввоз на территорию России товаров, в отношении которых декларантом выступал налогоплательщик на территории новых субъектов РФ и которые были ввезены на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза в период с 30 сентября 2022 г. до 10 ноября 2022 г.
9. Налогоплательщики из новых субъектов РФ могут предоставлять налоговые декларации (расчеты) за периоды, которые начинаются с 30 сентября 2022 г. до 31 декабря 2023 г. включительно, а также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур и иные документы, представление которых предусмотрено НК РФ, в налоговые органы как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Правительство РФ может продлить указанный срок.
10. Установлены особенности обложения акциями операций плательщиков из новых субъектов РФ.
О чем подумать, что сделать
Организациям, которые оказывают помощь мобилизованным, добровольцам, контрактникам и членам их семей (в том числе из числа своих работников), нужно будет принять во внимание поправки, вводимые комментируемым законом.
Для тех, кто ведет деятельность на территории новых субъектов РФ, нужно будет учесть нюансы, связанные с тем, что порядок налогообложения на территориях новых субъектов РФ может отличаться от общего.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования по вопросам налогообложения и представления интересов налогоплательщиков в налоговых органах.
Наши специалисты оперативно отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы предоставить рекомендации по их практическому применению.
[1] Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/prodlen-srok-uplaty-martovskogo-avansovogo-platezha-po-nalogu-na-pribyl/
Сама возможность учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль стоимость безвозмездного имущества (включая денежные средства), то есть расходы, очевидно не являющиеся экономически обоснованными для целей ст. 252 НК РФ, появилась еще в период распространения новой коронавирусной инфекции (подп. 19.5, 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ). Как видно, законодатель распространяет данный подход на другие ситуации безвозмездной передачи имущества в общеполезных целях. Но в отличие от той ситуации (п. 2.3 ст. 171 НК РФ), сейчас в принятых поправках не упоминается право принимать к вычету НДС по такому имуществу.