Загрузка...
18.07.2022
5 мин. на чтение

Принят закон об обращении со вторсырьем

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 14 июля 2022 г. опубликован закон[1],  который определяет правовой режим вторичных ресурсов, вторичного сырья и побочных продуктов производства (далее - Закон). 

С принятием данного закона законодатель намерен сократить количество отходов, которые вывозятся на полигоны, и стимулировать вовлечение полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.

Документ вносит изменения в четыре федеральных закона[2] и вступает в силу с 1 марта 2023 г. (за исключением отдельных положений). 

Рассмотрим предстоящие нововведения.

Вторичные ресурсы

Закон вводит понятие вторичных ресурсов – особой категории отходов – и устанавливает специфику обращения с ними.

Вторичные ресурсы – это отходы, которые соответствуют двум критериям:

  • могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии; и

  • получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Ко вторичным ресурсам относится, например, лом цветных и черных металлов.

Поскольку вторичные ресурсы являются отходами, обращение с ними регулируется Законом об отходах. При этом особенностью вторичных ресурсов является то, что в отличие от прочих отходов, их захоронение запрещается. Закон требует утилизировать[3] такие отходы.

Если вторичные ресурсы образовались в результате деятельности юридического лица, то оно обязано обеспечить их утилизацию (самостоятельно или передав их другому лицу).

Если же вторичные ресурсы образовались в результате потребления физическим лицом каких-либо товаров, то такое физическое лицо должно обеспечить их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Планируется, что указанные нормы начнут применяться лишь с 1 января 2030 г. с учетом необходимости создания инфраструктуры по утилизации вторичных ресурсов, которая позволит обеспечить исполнение запрета на захоронение вторичных ресурсов.

Вторичное сырье

Еще один термин, который вводит Закон – это вторичное сырье. Под ним понимается продукция, полученная из вторичных ресурсов:

  • непосредственно (без обработки); или

  • в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами РФ в области стандартизации.

Компании, которые будут использовать вторичное сырье при производстве продукции и выполнении работ, смогут претендовать на налоговые и иные льготы, а также на помощь из бюджета. Виды продукции и работ, на которые будут распространены соответствующие стимулирующие меры, дополнительно определит федеральный орган исполнительной власти.[4]

Побочные продукты производства

Регулируя вопросы обращения с побочными продуктами производства, закон установил, что по общему правилу таковые не признаются отходами. Исключения устанавливаются Правительством РФ, которое должно определить, какие вещества/предметы не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.

Положения Закона учитывают существующую практику, когда получаемый в производственной деятельности побочный продукт используется в качестве сырья в собственном производстве, а также потребляется или реализуется в качестве готовой продукции.
К побочным продуктам производства относятся вещества и/или предметы, которые:

  • образуются при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг;

  • не являются целью данного производства, работ или услуг;

  • пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.

Закон предоставил хозяйствующим субъектам право самостоятельно относить образованные вещества и предметы к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от их включения в ФККО.[5]

Новая норма, вероятно, поможет искоренить распространенную практику Росприроднадзора: обнаружив при проверке предметы/вещества, которые включены в ФККО, он зачастую квалифицирует их как отходы и начисляет плату за НВОС[6] в связи с размещением таких отходов. Такая практика относится, например, к вскрышным породам, которые представляют собой незагрязненные грунты, образующиеся при проведении горных работ.
Из указанного правила установлено два исключения. Так, побочные продукты производства будут признаны отходами, если:

  • они размещены на объектах размещения отходов;

  • они не были использованы в собственном производстве, либо переданы другим лицам по истечении трехлетнего срока с даты их отнесения к побочным продуктам производства.

В случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за НВОС. При этом к ставкам платы за НВОС будет применен дополнительный коэффициент, равный 52.

Предусматривается, что учет побочных продуктов производства необходимо вести отдельно от учета отходов и основной продукции.

Кроме того, в программе ПЭК[7] и отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК необходимо будет отражать информацию:

  • о видах и объемах образования побочных продуктов производства;

  • о дате их образования и планируемых сроках использования;

  • о передаче другим лицам;

  • о результатах использования, либо передачи другим лицам.

О чем подумать, что сделать

В связи со скорым вступлением в силу отдельных положений Закона компаниям рекомендуется ознакомиться с новым регулированием, проанализировать состав образующихся на производстве предметов/веществ и рассмотреть возможность их отнесения к побочным продуктам производства, чтобы исключить применение к ним правил об обращении с отходами.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по любым вопросам обращения с отходами, вторичным сырьем и побочными продуктами производства.


[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах), от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». 
[3] Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (ст. 1 Закона об отходах).
[4] Данная норма вступает в силу с 1 марта 2024 г.
[5] Федеральный классификационный каталог отходов.
[6] Негативное воздействие на окружающую среду.
[7] Производственный экологический контроль.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

10.12.2024

Выплата премий в 2024 году: какая ставка НДФЛ?

В видеоролике Антон Никифоров, партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп», рассказывает о важных изменениях в налоговом законодательстве в 2025 году...

Смотреть

10.12.2024

Новости экологии: договор водопользования, ОВОС, строительные отходы, ПНООЛР, защита лесов и др.

Наталья Стенина, партнер, руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о законопроект об обращении с...

10.12.2024

Петербургский бизнес стал реже нарушать экологическое законодательство

Отношение бизнеса к экологическим правонарушениям становится более серьезным из–за суровости санкций, считает руководитель...

10.12.2024

Экология: MustRead от 9 декабря 2024 г.

Главные новости:  Заключение договора водопользования для рекреационных целей Законопроект об обращении...

06.12.2024

Уточнены нюансы возмещения вреда при самовольном снятии плодородного слоя почвы для добычи песка

КС счел, что в таких делах суд обязан определить объем причиненного экологического вреда и способ возмещения вреда, позволяющий...