Принят закон об обращении со вторсырьем
С принятием данного закона законодатель намерен сократить количество отходов, которые вывозятся на полигоны, и стимулировать вовлечение полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.
Документ вносит изменения в четыре федеральных закона[2] и вступает в силу с 1 марта 2023 г. (за исключением отдельных положений).
Рассмотрим предстоящие нововведения.
Вторичные ресурсы
Закон вводит понятие вторичных ресурсов – особой категории отходов – и устанавливает специфику обращения с ними.
Вторичные ресурсы – это отходы, которые соответствуют двум критериям:
-
могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии; и
-
получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Ко вторичным ресурсам относится, например, лом цветных и черных металлов.
Поскольку вторичные ресурсы являются отходами, обращение с ними регулируется Законом об отходах. При этом особенностью вторичных ресурсов является то, что в отличие от прочих отходов, их захоронение запрещается. Закон требует утилизировать[3] такие отходы.
Если вторичные ресурсы образовались в результате деятельности юридического лица, то оно обязано обеспечить их утилизацию (самостоятельно или передав их другому лицу).
Если же вторичные ресурсы образовались в результате потребления физическим лицом каких-либо товаров, то такое физическое лицо должно обеспечить их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Вторичное сырье
Еще один термин, который вводит Закон – это вторичное сырье. Под ним понимается продукция, полученная из вторичных ресурсов:
-
непосредственно (без обработки); или
-
в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами РФ в области стандартизации.
Компании, которые будут использовать вторичное сырье при производстве продукции и выполнении работ, смогут претендовать на налоговые и иные льготы, а также на помощь из бюджета. Виды продукции и работ, на которые будут распространены соответствующие стимулирующие меры, дополнительно определит федеральный орган исполнительной власти.[4]
Побочные продукты производства
Регулируя вопросы обращения с побочными продуктами производства, закон установил, что по общему правилу таковые не признаются отходами. Исключения устанавливаются Правительством РФ, которое должно определить, какие вещества/предметы не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
-
образуются при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг;
-
не являются целью данного производства, работ или услуг;
-
пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ.
Закон предоставил хозяйствующим субъектам право самостоятельно относить образованные вещества и предметы к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от их включения в ФККО.[5]
-
они размещены на объектах размещения отходов;
-
они не были использованы в собственном производстве, либо переданы другим лицам по истечении трехлетнего срока с даты их отнесения к побочным продуктам производства.
В случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых образовались такие побочные продукты, обязаны исчислить и внести плату за НВОС. При этом к ставкам платы за НВОС будет применен дополнительный коэффициент, равный 52.
Предусматривается, что учет побочных продуктов производства необходимо вести отдельно от учета отходов и основной продукции.
Кроме того, в программе ПЭК[7] и отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК необходимо будет отражать информацию:
-
о видах и объемах образования побочных продуктов производства;
-
о дате их образования и планируемых сроках использования;
-
о передаче другим лицам;
-
о результатах использования, либо передачи другим лицам.
О чем подумать, что сделать
В связи со скорым вступлением в силу отдельных положений Закона компаниям рекомендуется ознакомиться с новым регулированием, проанализировать состав образующихся на производстве предметов/веществ и рассмотреть возможность их отнесения к побочным продуктам производства, чтобы исключить применение к ним правил об обращении с отходами.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по любым вопросам обращения с отходами, вторичным сырьем и побочными продуктами производства.
[1] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[2] Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах), от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
[3] Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (ст. 1 Закона об отходах).
[4] Данная норма вступает в силу с 1 марта 2024 г.
[5] Федеральный классификационный каталог отходов.
[6] Негативное воздействие на окружающую среду.
[7] Производственный экологический контроль.