Принят закон о запрете размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 28 февраля 2024 года Государственной Думой в третьем чтении принят
ЗаконопроектЗаконопроект № 553750-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета для иностранных агентов распространять на информационных ресурсах рекламу физических и юридических лиц)
№ 553750-8 (далее – Закон), предусматривающий запрет размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов, а также размещения рекламы ресурсов иностранных агентов в российских СМИ.
Кто такие иностранные агенты?
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо одновременно:
-
получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и
-
осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 255-ФЗ.
К видам деятельности, установленным ст. 4 255-ФЗ, относятся политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 3 255-ФЗ, иностранными источниками признаются:
-
иностранные государства;
-
органы публичной власти иностранных государств;
-
международные и иностранные организации;
-
иностранные граждане;
-
лица без гражданства;
-
иностранные структуры без образования юридического лица;
-
лица, уполномоченные источниками, указанными в пп. 1-6 выше;
-
граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в пп. 1-7 выше, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
-
российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
-
лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в пп. 1-9 выше.
Частью 3 ст. 1 255-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая:
-
органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
-
религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
-
политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
-
объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом (Минюстом России) ведется реестр. С реестром можно ознакомиться на сайте Минюста России.
Суть закона
Закон предусматривает внесение изменений в несколько нормативных правовых актов.
Так, ст. 11 255-ФЗ дополняется частью 20 следующего содержания: «На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»».
Кроме того, запрещается реклама ресурсов иностранных агентов в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 4 Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – 38-ФЗ) дополняется частью 105: «Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента».
Согласно Закону, не допускается реклама информационных ресурсов иностранных агентов. Соответствующие изменения предложено внести в ст. 7 38-ФЗ, дополнив ее п. 12.
Рекомендации
Ни Закон, ни 38-ФЗ не содержат определения понятия «информационный ресурс». В то же время, согласно п. 13 «Рекламная система» ст. 3 38-ФЗ, понятие «информационный ресурс» включает:
-
сайты в сети «Интернет»,
-
страницы сайта в сети «Интернет»,
- информационные системы и (или) программы ЭВМ.
Сейчас Закон направлен в Совет Федерации. После одобрения Закона Советом Федерации он вступит в силу по истечении 10 дней с момента его подписания Президентом РФ и официального опубликования.
Ответственность
За распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента, а также за рекламу информационных ресурсов иностранных агентов возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»), предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 руб.
Кроме того, КоАП РФ предусматривает специальную административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства – наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб.
Заметим, что в таком случае лицу сначала должно быть направлено предписание об устранении выявленных нарушенийВ соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 10 255-ФЗ.
. В случае невыполнения предписания на лицо может быть наложена административная ответственность.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем всем заинтересованным лицам:
-
Проинформировать отдел маркетинга и/или отдел рекламы о требованиях Закона;
-
Проанализировать, на каких информационных ресурсах распространяется (или может распространяться) ваша реклама, и исключить распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов;
-
Проанализировать, какая реклама распространяется (или может распространяться) на вашем информационном ресурсе, и исключить распространение рекламы информационного ресурса иностранного агента;
-
Предусмотреть необходимые оговорки в договорах с рекламодателями и/или рекламораспространителями.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в соблюдении требований законодательства об иностранных агентах.
Спектр услуг «Пепеляев Групп» включает:
-
анализ вероятности признания лица иностранным агентом;
-
предоставление консультаций по вопросам, связанным с взаимодействием с иностранными агентами;
-
предоставление рекомендаций, связанных с заключением договоров на размещение рекламы на информационных ресурсах в сети «Интернет».