Загрузка...
12.04.2013
5 мин. на чтение

Принят Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Вниманию руководителей компаний, участвующих в системе государственных закупок, в том числе фармацевтических, а также руководителей юридических отделов, отделов по работе с ключевыми клиентами и отделов по работе с системой государственных закупок 

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 22 марта Государственной Думой был принят Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» . 27 марта Закон был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту РФ. Основные положения Закона вступят в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратит силу.

Краткое содержание основных изменений 

В отличие от Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулирующего лишь процесс размещения государственных заказов, Закон о контрактной системе будет регулировать все стадии государственных закупок. Среди этапов государственных закупок можно выделить планирование, формирование, размещение и исполнения заказа. В основу новой системы государственных закупок положены принципы современного бизнеса: открытость, конкуренция, унификация, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования средств. Кроме того, в Законе закреплены права и обязанности госслужащего-закупщика, что создает правовые предпосылки для профессионализации этой сферы.

В Законе предложено отказаться от такой формы размещения государственного заказа как открытый аукцион. В результате основными способами размещения заказа являются конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый и другие), аукцион (электронный и закрытый), запрос котировок и запрос предложений.

Закон о контрактной системе предусматривает ряд антидемпинговых мер. Так, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта.  Размер такого обеспечения должен превышать в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона. Альтернативным вариантом является предоставление информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. К такой информации относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая добросовестное исполнение предыдущих контрактов таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки. При этом цена одного из предыдущих контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

Закон устанавливает ряд преференций по отношению к субъектам малого бизнеса. Так, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ,  услуг  для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
Закон содержит нормы, регламентирующие участие иностранных организаций в процессе государственных закупок. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам (услугам), выполняемым (оказываемым) иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами (услугами), выполняемыми (оказываемыми) российскими лицами в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Законом предусматривает создание единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок. Эта система должна, в том числе, содержать информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами. В информационную систему также должен быть включен перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого  национального режима.

Вводится общественный контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок через общественные объединения и объединения юридических лиц, которые наделяются рядом полномочий в данной области.

По сравнению с действующим законодательством расширен перечень условий, при которых возможно изменение условий государственного контракта.

Государственный заказчик наделен правом одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, причем заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставленная продукция (работы, услуги) не соответствует требованиям государственного контракта. Допускается отказ государственного заказчика от исполнения контракта, который уже был частично исполнен поставщиком (подрядчиком, заказчиком). Информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) вносится в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право отказаться от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке, если государственным контрактом ему предоставлено такое право.

О чем подумать, что предпринять

В связи с нововведениями мы рекомендуем:
  1. Проанализировать новые положения об осуществлении государственных закупок с точки зрения изменения процедур и условий подачи заявок, участия в конкурсах, аукционах, запросах котировок и предложений применительно к практикам работы компаний в системе государственных закупок;
  2. Провести обучение сотрудников новым правилам работы системы государственного заказа, которые вступят в силу с 1 января 2014 года;
  3. Провести структурный анализ отношений с партнерами по своевременному выявлению информации о государственных закупках и принятию решений по участию в государственных торгах;
  4. Провести аудит заключенных государственных контрактов на предмет своевременности и полноты их исполнения в целях предотвращения возможности их расторжения государственным заказчиком в одностороннем порядке, принять необходимые меры.
  5. Создать типовые формулировки для государственных контрактов, предусматривающие новые выгодные возможности поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному контракту.

Помощь консультантов

Специалисты юридической фирмы «Пепеляев Групп» проконсультируют по любым вопросам, связанным с применением Закона о контрактной системе, поделятся информацией об опыте рассмотрения споров, разработают аргументы для обоснования технического задания, ответят на вопросы, возникающие в связи с изменением нормативного регулирования системы государственных закупок.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

в Москве – к Владимиру Сокову, Старшему партнеру, директору по развитию корпоративного блока, по тел.: (495) 967-00-07 либо по v.sokov@pgplaw.ru 

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 640 -60-10 либо по s.spasennov@pgplaw.ru;

В Красноярске - к Егору Лысенко, руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел. +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail: e.lysenko@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.11.2024

Legal Drinks. Иван Хаменушко и Роман Бевзенко.

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Ивана Хаменушко, старшего партнера, руководителя налоговой практики.

Смотреть

25.08.2022

Уход зарубежных брендов из России меняет регулирование аренды

Риски падения доходов арендодателей существенно возросли на фоне массового приостановления деятельности зарубежных брендов,...

17.03.2022

Верховный Суд признал незаконным отказ продавца вернуть денежные средства за подарочную карту

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о рассмотрении Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суд...

27.04.2021

Политика сдерживания цен государством чревата негативными последствиями

В начале марта на сайте правительства России появилось сообщение об утверждении в России постоянного мониторинга цен на ...

28.05.2020

Отказ потребителя от договора через интернет или мобильное приложение: возможно ли?

Будет ли отказ от договора состоявшимся в случае простого нажатия потребителем нескольких клавиш, без посещения офиса исполнителя?...