Принят в первом чтении проект федерального закона об отмене лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Государственной думой в первом чтении проекта федерального закона, предусматривающего отмену лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности.
Основные изменения
8 октября 2010 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект № 414451-5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный проект вводит новую редакцию ранее действовавшего Федерального закона о лицензировании [1], полностью заменяя его. Многие ранее действовавшие положения подверглись коренной переработке.
Как следует из пояснительной записки, проект был разработан Правительством РФ во исполнение Плана мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р, а также Плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 1862-р, и направлен на совершенствование системы лицензирования.
В пояснительной записке также указано, что в законодательстве отсутствует унифицированное регулирование в отношении лицензирования, поскольку из-под действия закона о лицензировании выведено лицензирование отдельных сфер деятельности, в которых лицензирование осуществляется в соответствии с иными федеральными законами. Такое регулирование зачастую позволяет лицензирующим органам по своему решению приостанавливать действие лицензии, аннулировать ее; кроме того, стоимость лицензии, предусмотренной иными законами, во много раз превышает стоимость лицензии, которая предоставляется в соответствии с Федеральным законом.
Практически во всех законах, устанавливающих иной, по сравнению с законом о лицензировании, порядок лицензирования, отсутствует норма об установлении исчерпывающих перечней лицензионных требований и документов, представляемых соискателями лицензии. В результате лицензирующие органы по своему усмотрению принимают решение о необходимости соблюдения того или иного требования или представления документов, при этом перечни требований и документов могут менять также по своему усмотрению.
Одним из важных положений проекта закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
Изменения, касающиеся авиационной отрасли
В отношении авиационной отрасли статьей 24 проекта предусматривается признание утратившей силу ст. 3 Федерального закона от 21 марта 2005 г. № 20-ФЗ, которой деятельность по обеспечению авиационной безопасности была включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Комментарий Пепеляев Групп: Ранее в судебной практике по налоговым делам возникали споры, в рамках которых вставал вопрос о том, вправе ли налогоплательщик применять предусмотренные НК РФ льготы (в частности подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ) при отсутствии лицензии или ее непродлении (задержки в продлении) либо неполучении в срок. Суды при этом, как правило, вставали на сторону налогоплательщика, указывая, что задержки в получении лицензии вызваны не самим налогоплательщиком, а действиями лицензирующего органа, а приостановление деятельности по обеспечению авиационной безопасности имело бы негативные последствия [2].
С внесением изменений в законодательство о лицензировании налоговые органы не смогут предъявлять подобные претензии, а применение льгот, предусмотренных НК РФ для служб авиационной безопасности, существенно упростится (по крайней мере, в части необоснованных задержек в продлении либо получении лицензии, которое влекли претензии проверяющих).
Законопроект предусматривает вступление изменений в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования закона в новой редакции.
При подготовке законопроекта ко второму чтению в него могут быть внесены изменения.
[1] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
[2] См. Постановление ФАС Поволжского округа от 20.08.2009 г. № А72-8253/2008 по делу ЗАО «Авиастар-СП» против Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2010 г. № А32- 11143/2009-5/142 по делу ОАО «Аэропорт Анапа» против Инспекции ФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края.
Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail
в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail