Загрузка...
02.02.2021
7 мин. на чтение

Принят новый порядок учета в области обращения с отходами

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 1 января 2021 г. действует новый порядок учета в области обращения с отходами (далее – Новый порядок)[1]. Действовавший ранее порядок учета в области обращения с отходами[2] утратил силу с указанной даты в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 в рамках «регуляторной гильотины».

Новым порядком предусмотрены следующие изменения, дополнения и уточнения организации учета в области обращения с отходами. 
 

Уточнена область применения данных по обращению с отходами[3].

Помимо заполнения формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами[4], обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[5], расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду[6], данные используются для подготовки отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК)[7].

Вводятся новые обязанности при организации учета отходов[8]:

  1. выявлять вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
  2. выявлять изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  3. формировать состав образующихся видов отходов (и заполнять соответствующую форму, согласно Приложению 1 к Новому порядку), подлежащих учету, включая, помимо наименования вида отхода, кода по ФККО[9] и класса опасности, следующие сведения:
    • происхождение и условия образования вида отхода[10];
    • агрегатное состояние и физическую форму вида отхода[11];
    • химический и (или) компонентный состав вида отхода[12].
comment.jpgОбязанность по формированию состава образующихся видов отходов, особенно в части происхождения и условий образования вида отходов, представляется прогрессивным нововведением с точки зрения отслеживания полного жизненного цикла отходов, начиная от источника их образования. Однако Новым порядком не предусмотрено представление таких сведений в государственные органы, как и требования к хранению этих сведений. При заполнении обобщенных данных учета отходов согласно приложениям № 2 и 3 к Новому порядку, а также формы статистической отчетности № 2-ТП (отходы), данные сведения не востребованы. Вероятно, эта обязанность введена «на будущее», в котором заработает информационная система, позволяющая отслеживать путь отхода, начиная с момента производства товара[13].

Расширен перечень операций с отходами, подлежащих учету[14]:

помимо образования, использования (в Новом порядке – «утилизации»), обезвреживания, передачи другим лицам, получения от других лиц, размещения отходов, необходимо учитывать количество обработанных отходов.

comment.jpgНесмотря на то, что, согласно определению понятия «обращение с отходами» в ст. 1 Закона № 89-ФЗ[15], образование отходов не является обращением с отходами[16], по прямому указанию в ст. 19 Закона № 89-ФЗ лица, которые только образуют (и накапливают) отходы (иные операции с этими отходами осуществляют специализированные организации) также обязаны вести учет в области обращения с отходами. 

Понятие «обработка отходов» (как и понятие «утилизация») введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ вместе с положениями о РОП[17](ст. 24.2 - 24.5 Закона № 89-ФЗ), этим объясняется отсутствие требований об учете такого вида деятельности по обращению с отходами в ранее действовавшем порядке учета отходов 2011 года. 

Таким образом, данные учета в области обращения с отходами (посредством представления отчетов о результатах ПЭК и формы статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) призваны обеспечить необходимой информацией государственные органы при осуществлении контроля за выполнением обязанностей по утилизации отходов субъектами РОП и наполнение необходимыми данными государственные информационные системы[18]

Дополнен перечень источников информации для применения расчетного метода учета количества отходов[19].

Теперь, помимо технической, технологической документации и бухгалтерской документации, для целей учета принимаются также:
  • данные учета рабочего времени;
  • показатели нормативов образования отходов;
  • вместимость мест (площадок) накопления отходов;
  • мощность объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка;
  • иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами.
При этом акты приема-передачи и договоры отнесены к документам, подтверждающим количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, наряду с актами выполненных работ и другими документами, подтверждающими сделки об отчуждении отходов.

comment.jpgВ отличие от ранее действовавшего порядка учета в области обращения с отходами, перечень источников информации для применения расчетного метода учета количества отходов по Новому порядку является открытым, как и перечень документов, подтверждающих количество переданных/принятых отходов.

Установлен иной срок обобщения данных учета в области обращения с отходами по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным): 

не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом[20].

Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме[21].
Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя[22]:
  • титульный лист, оформляемый в свободной форме;
  • сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями №№ 2 («Обобщенные данные учета в области обращения с отходами») и 3 («Данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов») по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
comment.jpgИз содержания подп. б п. 12 Нового порядка следует, что сводные данные учета отходов необходимо обобщать не только по итогам календарного года, но и по итогам каждого квартала в течение года, как это требовалось и ранее[23]

Предусмотрено обязательное оформление обобщенных данных учета по итогам календарного года на бумажном носителе и заверение данных подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами.

Также установлены требования к исправлению ошибок в данных учета: только на бумажном носителе с подтверждением исправлений подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами[24].

Срок хранения обобщенных данных учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документов, подтверждающих достоверность этих данных, остался прежним – пять лет с момента их формирования[25].

О чем подумать, что сделать

Мы рекомендуем компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, а также компаниям, у которых образуются отходы, внимательно ознакомиться с Новым порядком учета в области обращения с отходами, чтобы оценить существующий в компании порядок учета обращения с отходами с точки зрения новых требований и при необходимости привести осуществляемый учет отходов в соответствие с Новым порядком.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с исполнением новых требований, предъявляемых к компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами и образование отходов, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций при реализации положений Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.



[1] Утвержден Приказом Минприроды России 08.12.2020 № 1028.
[2] Утвержден Приказом Минприроды России 01.09.2011 № 721.
[3] Пункт 5 Нового порядка.
[4] Начиная с отчетности за 2020 год, заполняется новая форма № 2-ТП (отходы) (форма с указаниями по заполнению, утв. Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 с учетом изменений, внесенных Приказом Росстата от 13.11.2020 № 698).
[5] Актуально для предприятий, эксплуатирующих объекты I-II категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
[6] Актуально для всех предприятий, осуществляющих размещение (хранение, захоронение) отходов как на собственных объектах, так и посредством передачи специализированным организациям.
[7] Актуально для предприятий, эксплуатирующих объекты I-III категорий НВОС.
[8] Пункт 7 Нового порядка.
[9] ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).
[10] Определяются по принадлежности к производству, технологическому процессу; происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли (абз. 16 п. 7 Нового порядка).
[11] Определяются с учетом приложения к Порядку ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (абз. 17 п. 7 Нового порядка).
[12] Устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, а в случае отсутствия таких сведений в указанной документации – по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений (абз. 18 п. 7 Нового Порядка).
[13] Создание такой информационной системы предусмотрено Концепцией совершенствования механизма расширенной ответственности производителей, которая утверждена на заседании рабочей группы при Правительстве РФ 21 декабря 2020 г. (http://government.ru/news/41183/).
[14] П. 8 Нового порядка.
[15] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
[16] Понятие «обращение с отходами» охватывает такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов – эти же виды деятельности, согласно ст. 9 Закона № 89-ФЗ, подлежат лицензированию (за исключением обращения с отходами V класса опасности).
[17] РОП – расширенная ответственность производителей товаров (а также импортеров товаров) по утилизации произведенных/импортированных товаров, утративших потребительские свойства (ст. 24.2 Закона № 89-З).
[18] В частности, Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ст. 24.3 Закона № 89-ФЗ), Государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346), Государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ст. 13.5 Закона № 89-ФЗ).
[19] Пункт 8 Нового порядка.
[20] Пункт 7 Порядка, утв. Приказом Минприроды № 721, было предусмотрено обобщение данных учета по результатам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
[21] Пункт 11 Нового порядка.
[22] Пункт 12 Нового порядка.
[23] Пункт 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды № 721.
[24] Пункт 14 Нового порядка.
[25] Пункт 16 Нового порядка.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Юлия Юрченко
Руководитель экологической группы (г. Красноярск)
y.yurchenko@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

skill

11.10.2024

Интервью с Еленой Крестьянцевой: карьерный путь, яркие проекты, сильные стороны практики и др.

Интервью с Еленой Крестьянцевой - руководителем практики земельного права, недвижимости и строительства (Санкт-Петербург) в «Пепеляев Групп».

Смотреть

18.11.2024

Значимые споры в сфере экологии за октябрь 2024 г.

Главные новости: обращение с отходами производства и потребления; экологический сбор; возмещение вреда окружающей среде....

12.11.2024

Экология: MustRead от 8 ноября 2024 г.

Главные новости:  Внесены изменения в правила рассмотрения заявок на выдачу КЭР   Предлагается ограничить...

12.11.2024

Судебное оспаривание результатов исследования проб, отобранных надзорным органом

Наличие нарушений, допущенных при отборе и исследовании проб сточных вод, природной воды, почвы и отходов (от ошибок в технике...

05.11.2024

Ключевые изменения правового регулирования недропользования

С 01.09.2024 вступили в силу существенные изменения правового регулирования в сфере недропользования. В статье руководителя...