Принят новый порядок учета в области обращения с отходами
Новым порядком предусмотрены следующие изменения, дополнения и уточнения организации учета в области обращения с отходами.
Уточнена область применения данных по обращению с отходами[3].
Вводятся новые обязанности при организации учета отходов[8]:
- выявлять вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;
- выявлять изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- формировать состав образующихся видов отходов (и заполнять соответствующую форму, согласно Приложению 1 к Новому порядку), подлежащих учету, включая, помимо наименования вида отхода, кода по ФККО[9] и класса опасности, следующие сведения:
Обязанность по формированию состава образующихся видов отходов, особенно в части происхождения и условий образования вида отходов, представляется прогрессивным нововведением с точки зрения отслеживания полного жизненного цикла отходов, начиная от источника их образования. Однако Новым порядком не предусмотрено представление таких сведений в государственные органы, как и требования к хранению этих сведений. При заполнении обобщенных данных учета отходов согласно приложениям № 2 и 3 к Новому порядку, а также формы статистической отчетности № 2-ТП (отходы), данные сведения не востребованы. Вероятно, эта обязанность введена «на будущее», в котором заработает информационная система, позволяющая отслеживать путь отхода, начиная с момента производства товара[13]. |
Расширен перечень операций с отходами, подлежащих учету[14]:
помимо образования, использования (в Новом порядке – «утилизации»), обезвреживания, передачи другим лицам, получения от других лиц, размещения отходов, необходимо учитывать количество обработанных отходов.Несмотря на то, что, согласно определению понятия «обращение с отходами» в ст. 1 Закона № 89-ФЗ[15], образование отходов не является обращением с отходами[16], по прямому указанию в ст. 19 Закона № 89-ФЗ лица, которые только образуют (и накапливают) отходы (иные операции с этими отходами осуществляют специализированные организации) также обязаны вести учет в области обращения с отходами.
Понятие «обработка отходов» (как и понятие «утилизация») введено Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ вместе с положениями о РОП[17](ст. 24.2 - 24.5 Закона № 89-ФЗ), этим объясняется отсутствие требований об учете такого вида деятельности по обращению с отходами в ранее действовавшем порядке учета отходов 2011 года. Таким образом, данные учета в области обращения с отходами (посредством представления отчетов о результатах ПЭК и формы статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) призваны обеспечить необходимой информацией государственные органы при осуществлении контроля за выполнением обязанностей по утилизации отходов субъектами РОП и наполнение необходимыми данными государственные информационные системы[18]. |
Дополнен перечень источников информации для применения расчетного метода учета количества отходов[19].
Теперь, помимо технической, технологической документации и бухгалтерской документации, для целей учета принимаются также:- данные учета рабочего времени;
- показатели нормативов образования отходов;
- вместимость мест (площадок) накопления отходов;
- мощность объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка;
- иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами.
В отличие от ранее действовавшего порядка учета в области обращения с отходами, перечень источников информации для применения расчетного метода учета количества отходов по Новому порядку является открытым, как и перечень документов, подтверждающих количество переданных/принятых отходов. |
Установлен иной срок обобщения данных учета в области обращения с отходами по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным):
не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом[20].
Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме[21].Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года включают в себя[22]:
- титульный лист, оформляемый в свободной форме;
- сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями №№ 2 («Обобщенные данные учета в области обращения с отходами») и 3 («Данные учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов») по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Из содержания подп. б п. 12 Нового порядка следует, что сводные данные учета отходов необходимо обобщать не только по итогам календарного года, но и по итогам каждого квартала в течение года, как это требовалось и ранее[23]. |
Предусмотрено обязательное оформление обобщенных данных учета по итогам календарного года на бумажном носителе и заверение данных подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами.
Также установлены требования к исправлению ошибок в данных учета: только на бумажном носителе с подтверждением исправлений подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами[24].Срок хранения обобщенных данных учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документов, подтверждающих достоверность этих данных, остался прежним – пять лет с момента их формирования[25].
О чем подумать, что сделать
Мы рекомендуем компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, а также компаниям, у которых образуются отходы, внимательно ознакомиться с Новым порядком учета в области обращения с отходами, чтобы оценить существующий в компании порядок учета обращения с отходами с точки зрения новых требований и при необходимости привести осуществляемый учет отходов в соответствие с Новым порядком.Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с исполнением новых требований, предъявляемых к компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами и образование отходов, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций при реализации положений Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.[2] Утвержден Приказом Минприроды России 01.09.2011 № 721.
[3] Пункт 5 Нового порядка.
[4] Начиная с отчетности за 2020 год, заполняется новая форма № 2-ТП (отходы) (форма с указаниями по заполнению, утв. Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 с учетом изменений, внесенных Приказом Росстата от 13.11.2020 № 698).
[5] Актуально для предприятий, эксплуатирующих объекты I-II категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
[6] Актуально для всех предприятий, осуществляющих размещение (хранение, захоронение) отходов как на собственных объектах, так и посредством передачи специализированным организациям.
[7] Актуально для предприятий, эксплуатирующих объекты I-III категорий НВОС.
[8] Пункт 7 Нового порядка.
[9] ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).
[10] Определяются по принадлежности к производству, технологическому процессу; происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли (абз. 16 п. 7 Нового порядка).
[11] Определяются с учетом приложения к Порядку ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (абз. 17 п. 7 Нового порядка).
[12] Устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, а в случае отсутствия таких сведений в указанной документации – по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений (абз. 18 п. 7 Нового Порядка).
[13] Создание такой информационной системы предусмотрено Концепцией совершенствования механизма расширенной ответственности производителей, которая утверждена на заседании рабочей группы при Правительстве РФ 21 декабря 2020 г. (http://government.ru/news/41183/).
[14] П. 8 Нового порядка.
[15] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
[16] Понятие «обращение с отходами» охватывает такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов – эти же виды деятельности, согласно ст. 9 Закона № 89-ФЗ, подлежат лицензированию (за исключением обращения с отходами V класса опасности).
[17] РОП – расширенная ответственность производителей товаров (а также импортеров товаров) по утилизации произведенных/импортированных товаров, утративших потребительские свойства (ст. 24.2 Закона № 89-З).
[18] В частности, Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ст. 24.3 Закона № 89-ФЗ), Государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346), Государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ст. 13.5 Закона № 89-ФЗ).
[19] Пункт 8 Нового порядка.
[20] Пункт 7 Порядка, утв. Приказом Минприроды № 721, было предусмотрено обобщение данных учета по результатам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
[21] Пункт 11 Нового порядка.
[22] Пункт 12 Нового порядка.
[23] Пункт 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды № 721.
[24] Пункт 14 Нового порядка.
[25] Пункт 16 Нового порядка.