Готовится ратификация Госдумой договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что Правительство РФ готовит к внесению на ратификацию в Государственную Думу Договора, направленного на создание региональной системы регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, в рамках которой подача одной заявки в одно из национальных патентных ведомств позволит по завершении экспертизы получить охрану на территории каждого из государств-участников Договора.
Разработка отдельного договора, направленного на создание на постсоветском пространстве региональной системы охраны товарных знаков, а затем и наименований мест происхождения товаров предусмотрена Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 09.12.2010. В 2014 г. Договором о Евразийском экономическом союзе создание региональной системы регистрации отнесено к основным направлениям сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности. Сам Договор подписан 3 февраля 2020 г. пятью государствами – Россией, республиками Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизской Республикой.
Процедура, основания получения охраны
Договор определяет понятия:
- товарный знак Союза - обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ и (или) услуг, охраняемое одновременно на территориях всех государств-членов;
- наименование места происхождения товара Союза - обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, или обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, охраняемые одновременно на территориях всех государств-членов.
Приведенные в Договоре понятия товарного знака и наименования места происхождения товара по существу тождественны понятиям, содержащимся в российском законодательстве, за исключением территории их охраны. Эти средства индивидуализации охраняются одновременно на территориях всех государств-членов, а не на территории отдельного государства[1].
Договор, в отличие от российского закона, называет физическое лицо в качестве заявителя наряду с юридическим лицом (т. е. наличие статуса индивидуального предпринимателя не требуется).
Для получения правовой охраны в соответствии с Договором заявителю необходимо подать заявку в любое национальное ведомство государств-членов Договора. Такое ведомство будет считаться ведомством подачи. При этом предварительной подачи заявки в патентное ведомство своего государства (государства места нахождения или места жительства) или регистрации товарного знака в нем не требуется (в отличие, например, от условий Мадридского соглашения о международной регистрации знаков или Протокола к нему).
Оформляемая заявка должна соответствовать требованиям, которые перечислены в Договоре - они практически совпадают с требованиями российского законодательства. Кроме того, требования будут детализированы в утверждаемой Советом Евразийской экономической комиссии Инструкции к Договору. Такая Инструкция начнет действовать спустя три месяца после вступления в силу Договора.
|
Обращаем внимание, что заявка подается в ведомство подачи на русском языке, в случае её подачи на ином языке должен быть представлен перевод на русский язык. Для ведения переписки с ведомством подачи заявитель должен указать адрес для переписки на территории государства ведомства подачи. В качестве такого адреса может быть указан адрес национального патентного поверенного. Вместе с тем, поскольку действующие двусторонние соглашения между государствами-участниками допускают подачу заявок без посредничества национальных патентных поверенных, в качестве адреса для переписки может быть указан адрес иного представителя. |
Договором установлена возможность преобразования национальных заявок на товарный знак в заявки на товарный знак Союза и наоборот.
Условия, которым должны соответствовать заявляемые обозначения, основаны на положениях ряда международных договоров, участниками которых являются государства-члены Союза. Эти условия традиционны для российского заявителя, но применяться они будут с учетом их соблюдения на территориях всех государств-участников Договора. Иными словами, наличия охраны на территории лишь одного государства-члена тождественного или сходного товарного знака, зарегистрированного в отношении однородных товаров и услуг, будет достаточно для отказа в регистрации товарного знака Союза в отношении всех государств-членов. Охрана сходных товарных знаков для однородных товаров и услуг в нескольких государствах влечет необходимость получения писем-согласий от правообладателей всех таких товарных знаков.
Договором предусмотрена публикация заявок, после которой ведомство подачи направляет во все национальные ведомства запросы о размере пошлин, подлежащих оплате за проведение экспертизы. По получении таких сведений заявителю сообщается о необходимости оплаты всех пошлин (в совокупности). Экспертиза по поданной в ведомство подачи заявке должна быть проведена во всех патентных ведомствах государств ЕАЭС по получении сведений об оплате пошлин. Взаимодействовать ведомства будут в электронном виде с использованием Интегрированной информационной системы ЕАЭС.
|
По заявке, поданной в любое, но одно из национальных патентных ведомств государств – членов ЕАЭС, экспертиза должна быть проведена во всех патентных ведомствах ЕАЭС. При этом предполагается, что пошлины, связанные с регистрационными действиями, будут меньшими, чем при обращении к национальным регистрационным процедурам по отдельности. |
Решение ведомства подачи о регистрации товарного знака ЕАЭС или об отказе в регистрации принимается на основании решений всех национальных ведомств. Наличия решения лишь одного национального ведомства об отказе в регистрации будет достаточно для отказа регистрации товарного знака в отношении всех государств-участников.
Договором установлена возможность обжалования решения национального ведомства. До тех пор, пока не будут исчерпаны все внутригосударственные возможности для обжалования решения национального ведомства, ведомство подачи не вправе принять свое окончательное решение.
Договором предусмотрена возможность замены нескольких национальных товарных знаков на единый товарный знак Союза. При этом соответствующее ходатайство может быть подано в любое национальное ведомство.
Исключительное право на товарный знак Союза подтверждается Свидетельством и действует 10 лет с возможностью неоднократного продления. Оно может быть объектом передачи права (уступки, отчуждения), предоставления права на использование (лицензионный (сублицензионный) договор, договор комплексной предпринимательской деятельности (договор коммерческой концессии (субконцессии), залога или иного распоряжения способами, предусмотренными национальными законодательствами.
|
Отчуждение исключительного права на товарный знак Союза подлежит регистрации в ведомстве подачи, а предоставление права использования должно быть зарегистрировано в ведомстве того государства, на территории которого разрешается использование товарного знака Союза. |
Договором регулируются и отношения по поводу досрочного прекращения товарного знака Союза в связи с его неиспользованием. Срок такого неиспользования определен в три года. При разрешении соответствующего спора во внимание будет приниматься использование даже в одном государстве-участнике.
Споры, касающиеся нарушения исключительного права на товарный знак Союза на территории государства-члена, разрешаются в соответствии с законодательством этого государства. При этом ответственность предусматривается такая же, как за нарушение исключительного права на национальный товарный знак.
О чем подумать, что сделать
Как следует из «Дорожной карты» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности (утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2020 № 2027-р), в третьем квартале текущего года проект федерального закона о ратификации Договора должен быть передан в Госдуму.
Компаниям, производящим товары/оказывающим услуги и ориентирующимся на рынки товаров и услуг государств-членов Договора, следует заблаговременно регистрировать свои товарные знаки (знаки обслуживания) в отношении территорий всех государств-членов. Наличие российской заявки к началу действия Договора позволит преобразовать её в заявку на регистрацию товарного знака Союза и получить, в случае соблюдения установленных требований, охрану во всех государствах-членах.
Если уже в настоящее время есть планы по поставке своих товаров и оказания услуг на территории названных выше государств, то целесообразно во избежание конфликтных ситуаций в будущем, не дожидаясь вступления Договора в силу, подать заявки в национальные ведомства этих государств по национальной или международной процедурам.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» имеют большой опыт регистрации товарных знаков в рамках национальных и международных процедур, защиты интеллектуальных прав в административных и судебных органах.
Мы имеем длительные и надежные партнерские связи с патентными поверенными из государств ЕАЭС и готовы оказать правовую поддержку по всем вопросам, связанным с регистрацией, оспариванием и защитой интеллектуальных прав на объекты интеллектуальной собственности не только в России, но и в зарубежных странах.
[1] В данном алерте мы рассмотрим только те положения Договора, которые относятся к товарному знаку ЕАЭС.