Правительство утвердило новые правила предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
В развитие положений указанного закона Правительство РФ приняло Постановление, которое определяет, какие лица обязаны разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ППЛРН), устанавливает требования к содержанию ППЛРН, а также регламентирует порядок проведения комплексных учений по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – Разливы) и т.д.
В связи с принятием Постановления с 01.01.2021 утратили силу постановления Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», которыми ранее руководствовались организации в случае Разливов.
Основные термины Постановления
Постановление вводит понятие ликвидация Разлива, которая направлена на локализацию Разлива, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь[3].Одним из этапов ликвидации Разлива является локализация Разлива, цель которой – прекратить распространение разлитой или выливающейся нефти (нефтепродуктов) на поверхности грунта или водного объекта путем установки заграждений, проведения земляных работ или использования специальных средств[4].
Лица, которые обязаны разработать ППЛРН
Постановление утвердило критерии определения объектов, эксплуатанты которых обязаны разработать ППЛРН.К таковым отнесены объекты, предназначенные для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее – Объекты) в зависимости от максимального расчетного объема (далее – МРО)[5] Разлива[6]:
- МРО Разлива для Объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, – 0,5 тонны и более;
- МРО Разлива для Объектов, расположенных на сухопутной части территории РФ, – 3 тонны и более.
Требования к содержанию ППЛРН
Постановлением подробно урегулировано содержание ППЛРН, в соответствии с которым должна проводиться ликвидация возможного Разлива и который должен включать в том числе следующие данные[7]:
- сведения о потенциальных источниках Разливов;
- МРО Разливов;
- перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении Разливов;
- расчет времени, сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации МРО Разлива;
- состав и порядок действий аварийно-спасательных служб и (или) формирований, предназначенных для ликвидации Разливов и аттестованных в установленном порядке;
- информацию об объеме работ и их стоимости по каждому из мероприятий, предусмотренных ППЛРН;
- календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации МРО Разливов.
Комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации Разливов
Чтобы подтверждать готовность эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации Разливов, организации необходимо регулярно проводить комплексные учения по локализации и ликвидации МРО Разлива (далее – Комплексные учения)[8]. Впервые Комплексные учения должны быть проведены после согласования ППЛРН Росприроднадзором, а впоследствии – не реже одного раза в три года[9].
Для организации Комплексных учений необходимо не менее чем за 20 рабочих дней до планируемой даты Комплексных учений направить в территориальный орган МЧС по субъекту РФ, в пределах которого размещен Объект, уведомление о проведении Комплексных учений с приложением плана их проведения, составленного на основе ППЛРН[10].
Если уведомление и план проведения Комплексных учений не имеют недостатков, территориальный орган МЧС должен подтвердить дату, время и место проведения Комплексных учений, предложенные эксплуатирующей организацией, и создать комиссию[11], которая будет оценивать готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации Разливов[12].
В ходе Комплексных учений должно быть отработано в том числе оповещение об условном Разливе; выдвижение сил и средств к месту условного Разлива; его локализация и ликвидация; организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов[13].
Решение о признании Комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии[14]. В Постановлении также перечислены основания, по которым комиссия может признать Комплексные учения неудовлетворительными[15].
Заключение комиссии по результатам Комплексных учений
Заключение комиссии по результатам Комплексных учений (далее – Заключение) содержит вывод о готовности либо о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации Разлива, а во втором случае также обоснование принятого решения, недостатки Комплексных учений и рекомендации по их устранению[16].После устранения недостатков эксплуатирующая организация повторно организует проведение Комплексных учений[17].
Эксплуатирующая организация вправе представить мотивированные возражения на Заключение в 10-дневный срок[18] с даты его получения, которые рассматриваются комиссией также в течение 10 дней. В случае согласия с возражениями, комиссия принимает решение о подготовке нового Заключения[19].
Уведомление об утверждении ППЛРН
Уведомление об утверждении ППЛРН с приложением копии утвержденного ППЛРН и Заключения на электронном носителе[20] направляется эксплуатирующей организацией[21] в соответствующие территориальные органы МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора[22], а также в Росморречфлот[23].Оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов
По каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно с использованием электронного документооборота направляет оповещение с указанием сведений об Объекте, вида, масштаба и обстоятельств Разлива, принимаемых мер, задействованных сил и средств в адрес[24]:- соответствующих территориальных органов МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора – через их центры управления в кризисных ситуациях;
- органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территориях которых произошел Разлив – через их единые дежурно-диспетчерские службы;
- администрации бассейна внутренних водных путей[25].
Привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации разлива
При превышении МРО, указанного в ППЛРН, не позволяющем осуществить ликвидацию разлива на основании ППЛРН, по обращению эксплуатирующей организации[26] привлекаются дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[27].О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с углеводородным сырьем и произведенной из него продукцией, внимательно ознакомиться с Постановлением и оценить, соответствуют ли их Объекты установленным в нем критериям, а в случае соответствия незамедлительно приступить к исполнению новых требований, начав с разработки ППЛРН.Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по вопросам, связанным с исполнением новых требований, предъявляемых к компаниям, осуществляющих добычу углеводородного сырья, производство и оборот продукции из этого сырья, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующими органами в случае возникновения спорных ситуаций при реализации положений Постановления.[2] Федеральный закон от 13.07.2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] Пункт 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее – Правила).
[4] Пункт 2 Правил.
[5] Порядок расчета МРО Разлива урегулирован в п. 7 Правил и зависит от вида Объекта. Например, для железнодорожного подвижного состава МРО составляет 50 % общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в таком составе.
[6] Пункт 4 Правил.
[7] Пункт 5 Правил.
[8] Пункт 8 Правил.
[9] Пункт 8 Правил.
[10] Пункт 10 Правил.
[11] Председателем комиссии назначается представитель территориального органа МЧС, а в ее состав входят представители территориальных органов Росприроднадзора, Ростехнадзора, Федерального агентства морского и речного транспорта, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен Объект.
[12] Пункт 13 Правил.
[13] Пункт 16 Правил.
[14] Пункт 17 Правил.
[15] Пункт 17 Правил.
[16] Пункт 19 Правил.
[17] Пункт 20 Правил.
[18] Оба срока исчисляются в рабочих днях.
[19] Пункты 21-23 Правил.
[20] Пункт 24 Правил.
[21] В течение 14 календарных дней с даты утверждения ППЛРН.
[22] Территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за опасным производственным объектов, для которого разработан ППЛРН.
[23] В случае, если Объект расположен на внутренних водных путях.
[24] Пункты 25-26 Правил.
[25] При разливе нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.
[26] Пункт 27 Правил.
[27] Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утв. Постановлением Правительства РФ 30.12.2003 № 794.