Правила идентификации клиентов при розничной купле-продаже ювелирных изделий изменены
Данные положения изменили некоторые правила идентификации клиентов, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ «О противодействии легализации»).
Изменения актуальны, в том числе, для организаций, осуществляющих куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – ювелирные изделия).
Напомним, ФЗ «О противодействии легализации» обязывает продавцов ювелирных изделий соблюдать ряд требований, в том числе:
- разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля (п. 2 ст. 7);
- направлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (п. 4 ст. 6);
- проводить идентификацию клиентов (подп. 1 п. 1 ст. 7).
Идентификацию необходимо проводить в следующих случаях (п. 1.4-2 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):
- Покупка физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, превышающую 40 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 40 000 руб.
- Покупка физическим лицом с использованием персонифицированного электронного средства платежа (банковской карты, электронного кошелька) ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, превышающую 200 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентно превышающую 200 000 руб.
- В указанных выше случаях, если сумма покупки равна (или меньше) 40 000 и 200 000 руб. соответственно, но у работников организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (далее – ОД / ФТ).
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- дата рождения;
- гражданство;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии);
- данные миграционной карты (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
- данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
- адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Конкретный порядок идентификации, действующий в организации, устанавливается в локальных нормативных актах, в том числе правилах внутреннего контроля.
Изменения в правилах идентификации клиентов в связи с вступлением в силу Закона № 536-ФЗ
До вступления в силу Закона № 536-ФЗ организации могли отказать клиенту в проведении операции (сделки) на следующих основаниях (п. 11 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации»):- У работников возникли подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.
- Клиент не представил документы, необходимые для его идентификации.
Однако уже 1 сентября 2021 г. для организаций вводится прямая обязанность отказать клиенту в приеме на обслуживание (подп. «в» п. 3 ст. 2 Закона № 536-ФЗ) в случае непроведения идентификации, неустановления предусмотренной законом информации, в том числе если клиент не представил требуемые документы.
Также в ФЗ «О противодействии легализации» появляется требование в течение 5 дней направить клиенту, которому было отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации публичными правилами (подп. «и» п. 3 ст. 1 Закона №536-ФЗ). Кроме того, уменьшен срок рассмотрения полученных от клиента документов об отсутствии (устранении) оснований для отказа в проведении операции с 10 до 7 рабочих дней (подп. «л» п. 3 ст. 1 Закона № 536-ФЗ).
О чем подумать, что сделать
Указанные изменения напрямую повлияют на содержание локальных нормативных актов организаций: правил внутреннего контроля и иных документов, регламентирующих проведение идентификации клиентов. Организации должны привести данные документы в соответствие с новыми требованиями ФЗ «О противодействии легализации»[2].Несоответствие между нормами законодательства и содержанием локальных нормативных актов может послужить основанием для привлечения организаций к ответственности со стороны надзорных органов, в том числе государственных инспекций пробирного надзора.
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку организациям, осуществляющим деятельность в сфере производства и купли-продажи ювелирных изделий.В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит:
- Консультирование по правовым рискам.
- Юридическое содействие на всех этапах обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий.
- Сопровождение при проведении проверок надзорными органами.
[2] Информационное письмо Росфинмониторинга от 03.09.2012 № 20 «Вопросы, связанные с применением Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667».